Apparat — Журнал о новом обществе. Apparat — Журнал о новом обществе Бесплатный Wi-Fi в транспорте

Солнечные батареи, интегрированные в крышу. В конце прошлого года Элон Маск представил панели солнечных батарей, созданных для установки на крышах домов. Такие крыши не похожи на типичные солнечные батареи, они максимально адаптированные под привычные для нашего глаза покрытия. Солнечные панели для крыши выглядят как стеклянная и шиферная плитка, черепица и текстурированное стекло. Продавать и устанавливать покрытия Элон Маск планирует уже в 2017 году.

Технологии умного дома. Инноваций из области умного дома появилось за последние годы довольно много, от кастрюли Panasonic, которая сама размешивает соус, до беспроводного термостата Nest, который изучает ваше поведение и регулирует в соответствии с этим температуру дома, или смарт-динамика Amazon Echo, передающего ваши голосовые команды другим приборам.

Несмотря на впечатляющий эффект всех смарт-устройств в отдельности, должен быть пройден определенный путь, прежде чем все это начнет гармонично функционировать и взаимодействовать между собой. Когда изобретатели начнут плотнее работать с индустрией архитектуры, инженерии и строительства, технологии умных домов будут частью нашей повседневной жизни, вписываясь в дизайн и становясь почти незаметными.

Генеративный дизайн, то есть создание визуальных образов с помощью техники, способной не только «думать», но и определять эстетику продукта. По сути, это творческое партнерства человека и программы, использующей определенный алгоритм в обработке визуальных данных. Генеративный дизайн ставит перед собой высокие цели, используя тысячи (если не миллион) возможностей дизайна.

Аддитивный дизайн. 
Рука об руку с генеративным дизайном идет т.н. аддитивный дизайн, т. е. 3D печать в промышленном масштабе. Различные компании Китая и Арабских Эмиратов регулярно демонстрируют, насколько широки возможности этой технологии. Среди особо интересных достижений — разработка компании Autodesk. Занимаясь оснащением промышленного робота с шестью осями со специальным полимерным экструдером, компания Autodesk создала программное обеспечение, которое позволяет изготавливать сложные конструкции, используя при этом энергию обычных вычислительных систем.

Мобильные приложения. С каждым днем телефон все больше и больше приближается к уровню полноценного портативного компьютера в вашем кармане. Да, смартфоны использовались архитекторами уже давно, но только в последние годы мобильные приложения перешли из категории «скорее развлекательных» в серьезные профессиональные инструменты. Существуют и крупные игроки, такие как GRAPHISOFT и Autodesk, и небольшие разработчики, которые предлагают полезные приложения для всех этапов проекта, от создания концепции до собственно строительства.

Облачный сервис. За последние 5 лет рост BIM-технологий в США составил 400%. BIM (Building Information Modeling) — информационное моделирование здания, т. е. сбор и обработка всей, абсолютно всей информации о строении: архитектурно-конструкторской, технологической, экономической и любой другой. Получается, что с помощью BIM объект проектируется как единое архитектурное, технологическое, экономическое (и т.п.) целое, и если изменить параметры в какой-то одной области, изменятся автоматически и в другой. Архитектура, инженерия, строительство — это многогранная отрасль, в которой задействовано множество людей. И предельно важно, чтобы каждый участник проекта имел постоянный доступ ко всей актуальной информации. Эту задачу решает облачный сервис. Пока полный комплекс платформ для работы с облачным сервисом (речь об архитектуре, конечно) предлагают лишь несколько компаний. В ближайшем будущем стоит ожидать бурное развитие этого направления.

Виртуальная реальность. Популярность VR-технологий вызывает споры: это сиюминутное увлечение или все же новая эра. Будут ли архитекторы использовать VR для совместной работы и презентации своих идей клиентам? Некоторые компании уже предлагают клиентам прогуляться по просторам задуманного проекта с помощью VR-технологий. Скорее всего, такие эксперименты станут привычным явлением, что значительно оживит работу архитекторов, а производители программного обеспечения BIM-технологий будут учитывать возможности виртуальной реальности.

Дополненная реальность. Как и VR, дополненная реальность стала играть существенную роль в области архитектуры и дизайна. Например, очки смешанной реальности Microsoft HoloLens позволяют наложить план здания, маркетинговые и другие 2D материалы на 3D BIM-модель. С развитием мобильных устройств дополненная реальность становится неотъемлемой частью рабочих процессов в архитектуре, строительстве и дизайне.

Сенсорный экран для CAD и BIM. Да, сенсорные экраны вовсю используются для просмотра чертежей на ходу, но все равно технология еще не достаточно развита и требует нового уровня оперативности и точности. Взгляните на Microsoft Surface Studio: 28-дюймовый сенсорный дисплей на трансформирующейся подставке, с ручкой и функцией Dial. Этот гаджет станет толчком для развития и совершенствования тач-скринов, ориентированных на архитекторов и дизайнеров.

Функция Dial — это упомянутая выше возможность ввода данных. О ней стоит рассказать отдельно. Речь идет не просто о строке, в которую вбивается информация, а о вращающемся на экране контроллере, который предлагает различные типы инструментов в зависимости от ваших задач. Это тактильное устройство, которое, возможно, станет столь же распространенным, как компьютерная мышь. Если за эту технологию возьмутся крупные игроки вроде Adobe и Autodesk, то функция Dial появится в каждой архитектурной студии в ближайшие пару лет.

Последнее обновление: 27.12.2018

Искусственный интеллект, голосовое управление и виртуальная реальность – это тот год, когда научная фантастика постепенно становится реальностью. Слышал такой закон, что человеку свойственно переоценивать влияние технологий в краткосрочной перспективе и недооценивать в долгосрочной? Мы постаремся привести уже готовые рабочие вещи, которые будут проникать в нашу жизнь. Новые технологии 2017 года охватывают передовые способы машинного обучения и развитие искусственного интеллекта, взаимопроникновение физического и цифрового миров.

Цель многих технологов – легко внедрить в повседневную жизнь технические новинки, о которых ты даже не думал, что они понадобятся тебе, но теперь ты не можешь жить без них. Некоторые продукты почти достигли точки совершенства. Мобильный телефон, например, будет переделанный, но нет значительных улучшений, ожидаемых в предвидимом будущем. Так что же дальше?

Новая волна технического прогресса настолько футуристическая, что выглядит дикой образной фантазией. В этом году ожидаются компьютеры, которые могут говорить, роботы, которые могут учиться, и опыты виртуальной реальности, которые невероятно захватывают по гамме ощущений. Здесь MR PORTER предсказывает (очень близко) будущее и выделяет наиболее важные тенденции и передовые технологии, которые в буквальном смысле изменят твой мир в ближайшие месяцы.

Разговорный компьютер

2001: A Space Odyssey ) Стэнли Кубрика 1968 года прибыл, хотя и с 16-летним опозданием. В качестве разговорного приятеля ты можешь попросить его засечь время, когда варишь яйцо, выполнить арифметические действия для тебя, подвести итоги новостей дня или рассказать тебе анекдот. Мы все чаще говорим с машинами. Это устройство – . В отличие от конкурирующих устройств, он имеет доступ к массивному мозгу Google и к искусственному интеллекту. Плюс сменное основание в семи цветах, чтобы соответствовать твоему собственному дому. В США это стоит $130 и, вероятно, будет стоить около £130 в Великобритании.

Наушники для звукорежиссуры твоего мира

Мы все слышали о «носимых» технологиях и устройствах. Новой категорией продукта в 2017 году является «слышимая» технология, которая будет проигрывать музыку, передавать телефонные звонки, следить за показателями здоровья, такими как частота сердечных сокращений и артериального давления и так далее. Эти слышимые наушники от Doppler Labs в Сан-Франциско, как ожидается, будут выпущенные в марте за £250, которые называются Here One . В корне, это пара независимых друг от друга Bluetooth наушников. Но они также позволяет контролировать звук из реального мира вокруг тебя. Таким образом, ты можешь использовать их, чтобы настроить встроенные микрофоны на человека, сидящего перед тобой, в то время убавляя плачущего ребенка через весь ресторан; убавить шум двигателя в полете, или визг подземного поезда.

Полностью захватывающая виртуальная реальность

HTC Vive

Oculus Rift , а Vive , от тайваньского производителя телефонов HTC . Это стоит около £800, хотя тебе также необходимо приобрести соответствующий игровой компьютер – еще £1100 для этого. Но это того стоит. Попробуй новые ощущения.

Социальные медиа для взрослых

Vero

Приложения социальных медиа находятся в центре чрезмерного обмена информацией, захватывающей жизни подростков – иногда это приводит к озадаченности их родителей. Но сейчас появляются социальные приложения для взрослых. Vero является одним из наиболее впечатляющих и утонченных изобретений, поскольку оно позволяет тебе лучше контролировать свои новости и выбирать, кто что видит. Таким образом, существует меньшая опасность в раздаче слишком много информации. Ты можешь обсуждать вещи, такие как музыка, кино и рекомендации на счет ресторанов с отдельными группами, которые действительно могут быть заинтересованы в них. Меньше социальных медиа, больше социальной жизни.

Умный робот

Ubtech Robotics Alpha 1S

В один день роботы захватят власть над миром. На данный момент, они просто захватывают твою гостиную. UBTech Robotics Alpha 1S пока что не принесет тебе чашку чая и не сделает стирку, но с 16 двигателями его движения вполне реалистичные. Это изобретение умных технологий с некоторыми серьезно впечатляющими движениями: этот робот может танцевать брейк-данс, проводить тренировки или просто заниматься с детьми в течение нескольких часов. Это все делает его стоящим £400. Маленький парень идет вместе с программным обеспечением, так что ты можешь научить его делать больше трюков.

Чемодан, который не теряется

Raden A28 Check

Лучшая технология является той, которая решает реальную проблему. Потеря багажа – это длительное беспокойство для тех, кто регулярно летает. A28 Check от нью-йоркского стартапа Raden – это красиво построенный чемодан, который ты можешь отслеживать с помощью приложения на смартфоне. Так что ты всегда будешь знать, где он, даже тогда, когда он там, где должен быть. Он взвешивает себя сам, так что ты никогда не будешь страдать позором переупаковки при регистрации, чтобы избежать лишних багажных сборов. И он может заряжать твой телефон до четырех раз. Приложение также поможет по другим вопросам, связанным с поездками, таким как обновления времени пролета. Полезность изобретения доказана.

Летательный аппарат с неподвижными крыльями

Parrot Disco FPV

Летательные аппараты все чаще используются для всего: от съемки фильмов до съемки на верхушках деревьев и, по большей части, все они являются производными вертолета – вертолеты с четырьмя, шестью или восемью лопостями. С неподвижными крыльями более традиционно выглядит беспилотный самолет. Французская компания Parrot запустила свой первый беспилотный реактивный самолет Disco за £1150. Он намного быстрее, чем его противники с лопостями, летающий со скоростью до 50 миль в час. Он также поставляется с Parrot Cockpitglasses , гарнитурой, которая записывает видео в HD качестве, так что ты можешь эффективно быть пилотом на борту и чувствовать себя, будто ты летишь. Это необычайная технология для тех, кто воспитан на модели самолетов с резинкой для двигателя.

Обновление от 28.12.2017. И все-таки с высоты прожитого года, можно сделать вывод, что инновационных технологий не было. Было плавное усовершенствование существующих машин и программ. Плюс основной акцент был на предметах личного пользования, можно даже сказать развлечения и гедонизма. Все таки обещают больше масштабных изменений. Но на самом деле, осуждать отсутствие инноваций было бы неправильно. Крупные инновации всегда революционны и случаются редко. Поэтому лучше выражаться в терминах новшества и улучшения.

Человек уступит место за рулем искусственному интеллекту и автоматическим системам. При этом сам станет ценным грузом. Системы со способностью к самообучению и развитию будет решать неожиданные ситуации на дороге значительно эффективнее; впрочем, это еще не повод удалять руль в салоне — в конце концов, в условиях отказа тормозов или систем вождения кто-то же должен удержать машину на дороге.

Но и скептики, и оптимисты сходятся в том, что вскоре в СМИ участятся заголовки вроде «Самоуправляемый автомобиль в драматическом столкновении на дороге предотвратил смерти 5 пассажиров, которые ехали на семейный отдых».

2. Пересечение медицины и больших данных может дать значительный результат

До сегодняшнего дня медицина пользовалась универсальным подходом к решению вопросов. Но количество имеющихся медицинских данных в сочетании с технологиями дают возможность сделать диагностику и терапию максимально точными и свести лечение вплоть до молекулярного уровня и компьютерно точной модели преодоления недугов.

Для примера, Калифорнийский университет уже обучает врачей иметь различные способы общения с разными пациентами, чтобы вместо универсального подхода к лечению изучать все факторы влияния, контексты, привычки, условия проживания и даже окружающую среду и социально-экономические условия, в которых живет пациент.

Точная медицина позволит перейти от создания общей картины симптомов до постановки точных диагнозов и лечения самих механизмов образования болезней. А облачные технологии помогут систематизировать этот процесс и объединить в общую систему различные точки данных.

3. Пространства общего пользования изменят свою роль

Пространство — это не просто место, где вы живете, спите или работаете. Пространство начнет взаимодействовать с вами. Умное пространство научится интегрироваться и взаимодействовать с вами. Благодаря снижению стоимости технологий сенсоры станут дешевле, а значит, все чаще можно будет встраивать их в окружающую среду — защита, контроль и мониторинг станут удобным инструментом для того, чтобы изменить конфигурацию и назначение пространства, какую бы роль то не играло: от охраны здоровья, отдыха, исследований и производства, исследований, жизни и развлечений.

Простой пример: адаптация освещения, звукопоглощения, влажности и температуры воздуха в больничных палатах в зависимости от состояния здоровья пациента, совокупности текущих симптомов и самочувствие — все это возможно благодаря собранной массе данных как от больницы, так и от фитнес-трекеров и различного рода сервисов.

4. Искусственный интеллект и искусство

Исследовательская лаборатория Sony CSL недавно синтезировала тысячи страниц с нотными записями — и так образовалась первая песня, написанная искусственным интеллектом, только усовершенствованная композитором-человеком. Процедурное генерирование данных мы уже видим в индустрии игр — все началось с рандомизации уровней в Diablo, а превратилось в почти бесконечные миры и планеты в сетевой игре No man"s Sky. На Лондонском кинофестивале 2016 года впервые показали ленту, созданную полностью с помощью искусственного интеллекта.

Пока что и короткометражка, и похожая на «битлов» песня — это лишь бледная тень тех возможностей, которые имеет искусственный интеллект в генерировании произведений искусства. Представьте себе, что кино, снятое программой, получит Оскара. А как насчет топ-чарта всех радиостанций для песни, которую написал компьютер? Гастролей искусственного интеллекта — певца или музыканта, у которого нет физического тела? Именно это станет следующим вызовом для художников всего мира — а также для научных работников и инженеров.

5. Синтетическая пища и молекулярное сельское хозяйство

В мире растет потребность на уменьшение выбросов, потребность в зеленой энергетике, преодоление изменений климата и получения продуктов питания и животноводства без применения жестоких методов обращения с животными — а потребление протеина у человечества вряд ли сократится. Можно ли получить мясо без необходимости убить корову или свинью?

Первое направление работы — это получение растительных белков, которые будут подвергнуты реинжинирингу и «перепаковке» в форму, похожую на привычное нам мясо. Синтетическая пища — мясо, яйца, молоко и молочные продукты — уже активно создается в результате лабораторных экспериментов.

В 2017 году мы, скорее всего, увидим ряд заменителей растительного происхождения для мяса в магазинах. Мода на полный отказ от мяса, которая раньше была среди веганов, может трансформироваться в разумный технологический подход к преодолению продовольственного кризиса и этических разногласий. И нельзя исключать, что на следующий День благодарения ряд американцев будут смаковать индейкой, в прямом смысле созданной из зерна.

6. Боты для бизнеса

Интернет-боты и автоматизированное программное обеспечение уже заявили о себе в 2016-м — но они пойдут дальше, не останавливаясь исключительно на поддержке клиентов или сервисах информирования от компаний, банков и гостиниц (как это в основном происходит сейчас). Следующий шаг для ботов — координация услуг и программ, взаимосвязь с другими системами искусственного и полуискусственного принятия решений.

Представьте себе предпринимателя, который хочет запустить новое производство и требует разработок, конструирования и маркетингового продвижения, но имеет ограниченные ресурсы. Для такого предпринимателя отдельный R&D-бот в будущем предложит базу дизайнеров и инженеров; операционный бот свяжется с поставщиками комплектующих; а бот по маркетингу и продажам оптимизирует каналы электронной коммерции и продвижения, которыми можно воспользоваться. И все эти данные пойдут к вам — а вы сможете передать управление бизнес-боту по рутинным задачам. Сейчас это звучит немного фантастически, но следует подождать еще немного, и вы сами увидите, что это — не утопия.

7. Мозг и невозможное, станет возможным

Терапия с помощью виртуальной реальности перейдет от простого отвлечения мозга от навязчивых идей и состояний вплоть до создания мультисенсорного пространства, в котором лечение будет происходить за счет полной подмены травматической комфортной реальности виртуальной (так, где это может быть похожим на «Матрицу» — прим.ред.). Использование такой технологии (назовем ее сокращенно VRT) даст возможность в лечении психических расстройств, фобий и зависимостей достичь прогресса, который не дал еще ни один вид медикаментозной или поведенческой терапии.

В этом направлении уже работает стартап Mindmaze: команда создает искусственную среду для пациентов, переживших инсульт, стимулируя воспроизведение функций и навыков за счет погружения в виртуальную реальность. И это — лишь один из возможных терапевтических направлений работы.

8. «Стратегия голубого океана» для океана...

2017-го население планеты продолжит расти — а значит, потребность в ресурсах тоже будет расти. Мы долгое время обращали внимание только на землю, но в океане спрятаны большие запасы ресурсов. Разведение рыбы в открытой воде и добыча морских ресурсов — это источник пищевых продуктов без необходимости обрабатывать земли и тратить пестициды или пресную воду. Фермерство в океане — это та самая «стратегия голубого океана», о которой вы наверняка слышали.

С этим приходит и доступ к автоматизации, когда в режиме онлайн можно наблюдать за морскими фермами, за поставкой и хранением сырья, логистикой и доставкой.

9. Интерфейс в наших ушах

С начала 80-х годов ХХ века взаимодействие человека и компьютера в основном полагалась на графический интерфейс — GUI. Но технологии меняются, и интерфейсы — также. Например, управлять умными системами автомобилей уже сейчас можно, используя голосовые команды. Такие устройства, как Here One, исследуют потенциал дополненной реальности и управления ею с помощью голоса. Недавно компания Apple представила свои беспроводные наушники AirPods, — лишь первый шаг к новому типу взаимодействия с интерфейсами с помощью голоса. Аудиоинтерфейс в 2017 году станет одним из ключовых для взаимодействия с устройствами.

10. Дроны для хороших дел

В Руанде строят первый в мире аэропорт для дронов, в котором медицинские дроны смогут быстро доставлять лекарства в районы и поселки, которые их требуют. Можно ждать месяцами на то, пока проложат новую дорогу — а можно просто ввести технологический инструмент, который поможет преодолеть вспышка болезней или стабилизировать ситуацию с нехваткой врачей. Это — лишь один пример из ряда того, как квадрокоптери могут изменить к лучшему экономику развивающихся стран.

Платежные системы с распознаванием лиц: широко применяются уже сейчас

Системы распознавания лиц используются во многих странах для розыска преступников, контроля доступа к режимным объектам, а в некоторых странах - для подтверждения платежей в онлайн-банкинге. С 2014 года китайская компания Alibaba Group тестирует алгоритмы распознавания лиц, разработанные компанией Face++. Их собираются использовать для идентификации личности и подтверждения заказов в платежной системе Alipay. Точность алгоритма уже достигла 80%.

Еще одна компания, которая постепенно внедряет распознавание лиц, - . Она использует функцию Selfie Pay, которая позволяет подтверждать онлайн-платежи с помощью селфи. Чтобы приложение сделало снимок, нужно кивнуть или моргнуть - таким образом алгоритм убедится, что перед ним живой клиент, а не его фотография. Систему уже тестируют в Нидерландах, США, Канаде и странах Евросоюза. В этом году MasterCard обещает расширить перечень стран.

Панорамное селфи: уже сейчас

Первая любительская камера Panono Explorer Edition, позволяющая делать фото с обзором в 360 градусов, появилась на рынке в 2015 году и открыла новую эру в области фотографии. После этого на рынке появилось множество панорамных камер стоимостью до $500 производства Kodak, Samsung, Sony и других компаний. Журналисты из ведущих мировых изданий используют такие камеры, чтобы снимать репортажи из горячих точек. Например, журналисты из The New York Times на камеру Samsung Gear 360 сняли видео из лагеря беженцев в Нигере.

Формат 360-градусных фото и видео дает возможность показать происходящее наиболее достоверно, и в будущем, возможно, станет стандартом для новостных материалов.

Панорамные видеоролики уже используют для создания виртуальной реальности. Например, британский производитель алкоголя Diageo снял VR-ролик «Decisions», предупреждающий об опасности вождения в состоянии алкогольного опьянения.

Генная терапия 2.0: уже сейчас

Фото: Steve Gschmeissner/Science Photo Library

Генная терапия - совокупность биотехнологических и медицинских методов, направленных на лечение заболеваний, вызванных мутациями в структуре ДНК или поражением ДНК вирусами, с помощью редактирования генетического аппарата. Изначально генную терапию рассматривали как средство излечения наследственных генетических заболеваний, однако сейчас исследователи надеются применить ее для борьбы с широким спектром заболеваний: болезнью Альцгеймера, диабетом, сердечной недостаточностью и раком. В мае Евросоюз одобрил использование генной терапии при тяжелом комбинированном иммунодефиците у детей.

Одной из самых перспективных технологий генной терапии является редактирование генома CRISPR/Cas9. Эту технологию открыли в 2013 году как механизм бактериального иммунитета вирусной ДНК. Ученые называют ее «молекулярными ножницами», так как она позволяет с высокой точностью вырезать и изменять участки ДНК любых организмов прямо в живых клетках. В октябре китайские ученые провели первый в мире эксперимент по взрослого человека с помощью технологии CRISPR/Cas9. Сотрудники Сычуаньского университета ввели модифицированные Т-лимфоциты пациенту, больному раком легких. Предполагается, что это запустит процесс уничтожения раковых клеток в его организме.

Ботнет вещей: уже сейчас

В начале 2000-х годов хакеры научились взламывать подключенные к интернету компьютеры и организовывать их в сеть для массированных атак на определенный сервер. С распространением «интернета вещей» - недорогих подключаемых камер, принтеров и сканеров - хакеры все чаще стали выбирать своей мишенью уязвимые смарт-устройства. Через них киберпреступники получают контроль над оборудованием локальных сетей, модемами, сетевыми хранилищами, системами видеонаблюдения и даже промышленными управляющими системами.

В сентябре сайт хостинговой компании OVH подвергся рекордным с помощью ботнета. Суммарная мощность атак достигла 1 Тб/с, наибольшая мощность одной из них - 799 Гб/с.

Обучение с подкреплением: распространится через 1–2 года

Искусственный интеллект AlphaGo, основанный на обучении с подкреплением, обыграл в го мирового чемпиона Ли Седоля

Обучение с подкреплением - один из способов машинного обучения, в ходе которого система обучается, взаимодействуя со средой. Самые перспективные исследования в этой области ведет лаборатория DeepMind, подразделение Alphabet. В 2016 году ее программа AlphaGo обыграла мирового чемпиона Ли Седоля со счетом 4:1 в го - древнекитайскую настольную игру, которая долгое время считалась недоступной искусственному интеллекту.

Сотрудники DeepMind предполагают, что перспективы обучения с подкреплением гораздо шире игрового искусственного интеллекта. Например, оно позволит роботам учиться ходить и манипулировать незнакомыми предметами без предварительных исчерпывающих инструкций, а беспилотным автомобилям - извлекать опыт из каждой поездки.

Практический квантовый компьютер: через 4–5 лет

Квантовый компьютер D-Wave Systems.

Квантовый компьютер - это вычислительное устройство, которое для передачи и обработки данных использует явления квантовой суперпозиции и квантовой запутанности. Основной единицей вычисления в нем является квантовый бит, который, в отличие от бита, может означать 1 и 0 одновременно. Это позволяет квантовому компьютеру производить вычисления в 100 млн раз быстрее, чем стандартный компьютер.

В мае прошлого года IBM через облачную платформу IBM Quantum Experience открыл доступ к своему квантовому компьютеру, который находится в лаборатории в Йорктаун-Хайтс. На данный момент около 40 тысяч пользователей провели более 275 тысяч экспериментов с использованием IBM Quantum Experience. Процессор компьютера состоит из пяти кубитов, а в будущем IBM надеется увеличить мощность до 50 кубитов. 6 марта компания объявила о создании нового подразделения IBM Q, которое будет заниматься разработкой модели квантового компьютера.

Кроме IBM, в этом году сразу несколько компаний - Google, Inte, Microsoft, - а также Научно-исследовательский институт Нидерландов и Технический институт Делфта обещают представить практические наработки в области квантовых вычислений.

Нейрочипы для парализованных: через 10–15 лет

Парализованный пациент играет в Guitar Hero с помощью нейрочипа. Фото: Battelle Memorial Institute

В последние годы ученые делают большие успехи в разработке нейроинтерфейсов, восстанавливающих двигательные функции у пациентов с травмами спинного мозга. Если в 2015 году речь шла в основном об опытах на животных - крысах и приматах, - то сейчас лаборатории в разных странах тестируют новые технологии на добровольцах-людях.

В апреле 2016 года сотрудникам Университета штата Огайо и Мемориального института Баттеля удалось достичь серьезного прогресса при лечении пациента с квадриплегией - параличом всех конечностей. Благодаря имплантированному в двигательную область коры головного мозга микрочипу, передающему декодированные сигналы в мускулы руки с помощью электростимуляторов, он смог заново научиться шевелить пальцами руки и даже в Guitar Hero.

В будущем ученые также надеются создать беспроводные нейрочипы, способные восстанавливать нейронные связи у пациентов с болезнью Альцгеймера.

Беспилотные грузовики: через 5–10 лет

Беспилотный грузовик Otto совершил первый коммерческий рейс 20 октября 2016 года. Фото: Anheuser-Busch, Otto

Согласно прогнозам, появление на дорогах автономных грузовиков окажет более сильное и противоречивое влияние на общество, чем появление легковых автомобилей. В долгосрочной перспективе беспилотные технологии сделают грузоперевозки дешевле, но в краткосрочной приведут к всплеску безработицы. Согласно докладу Белого дома, только в США работу около 1,7 миллиона водителей грузовиков.

Разработчики предполагают, что внедрение автономных грузовиков поможет сократить количество аварий, так как более 90% из них происходят вследствие ошибок водителя.

Первая коммерческая доставка беспилотным грузовиком состоялась 20 декабря. Ее совершила принадлежащая Uber компания Otto, которая занимается разработкой автономных систем управления для грузового транспорта. Грузовик без водителя преодолел 200 километров города Форт-Коллинс до Колорадо Спрингс со скоростью 88 километров в час и доставил 45 тысяч банок пива Budweiser для пивоваренной корпорации Anheuser-Busch.

Клеточный атлас: через 5 лет

Иллюстрация: Genome Research Limited

Международный консорциум ученых из США, Великобритании, Швеции, Израиля, Нидерландов и Японии собирается создать подробную трехмерную карту человеческих клеток, которая впервые визуализирует то, из чего состоит тело человека. Для этого придется каталогизировать 37,2 триллиона микроскопических изображений клеток человеческого организма, определив молекулярную подпись каждой клетки и присвоив ей «географические координаты» расположения в человеческом организме. «Клеточный атлас» - приоритетный проект в списке медицинских исследований, в которые Марк Цукерберг и его жена Присцилла Чан собираются инвестировать $3 миллиарда. Ученые ожидают, что этот проект окажет значительное влияние на биологию и медицину на ближайшие несколько десятилетий, поможет понять причины развития онкологических и аутоиммунных заболеваний, а также разработать эффективные препараты для их лечения.

Солнечные термофотоэлектрические батареи: через 10–15 лет

Нанофотонный солнечный термофотоэлектрический элемент. Фото: MIT

Стандартные кремниевые солнечные элементы захватывают только видимое излучение в диапазоне от фиолетового (380 нанометров) до красного (780 нанометров) и могут преобразовать в электричество ограниченное количество света. В настоящее время большинство солнечных батарей работают с коэффициентом полезного действия 20%, и, по подсчетам ученых, даже в теории он не сможет превысить 32%. Ученые Массачусетского технологического института (MIT) работают над созданием термофотоэлектрического преобразователя (STPV), который позволит получать энергию не только из света, но и из преобразованного тепла.

Элемент состоит из нескольких слоев углеродных нанотрубок, которые поглощают тепловое излучение, и фотонного кристалла-излучателя, который преобразует его в световое излучение видимого спектра и перенаправляет на солнечную ячейку, которая преобразует энергию в электричество. Такая установка как минимум в два раза эффективнее обычных солнечных элементов.

Каждый год на свет появляются сотни новых сверхтехнологичных разработок. Даже когда кажется, что все возможное в этом мире уже давно было создано – обязательно находится человек, способный взглянуть на уже существующую идею под новым углом и придумать что-то новенькое. Производители все время пытаются удивить нас чем-то интересным и небанальным, непохожим на все, что мы видели раньше. Давайте посмотрим, удастся ли им это сделать в 2017 году!

1. Отечественные смартфоны

В конце нынешнего – начале будущего года нас ждет новинка от российских производителей, пока вызывающая скорее здоровый скепсис, нежели живой интерес пользователей. В России собираются выпустить смартфон на собственной операционной системе, получившей название Sailfish Mobile OS RUS. Разработкой занимается компания ОМП («Открытая мобильная платформа»), принадлежащая основателю ECH Григорию Березкину.

Первыми устройствами, выпущенными на этой ОС, станут смартфоны Oysters и Jolla. Sailfish – операционная система с элементами открытого исходного кода. Она развивается финской компанией Jolla, часть акций которой принадлежит российской ЕСН, уже почти четыре года. Будем надеяться, эта разработка себя оправдает – уже предпринятая однажды попытка создания отечественного смартфона (YotaPhone в 2015 году) не окупилась.

2. Смартфон с прозрачным экраном


Китайская компания Vivo занимается разработкой прозрачных дисплеев

Как утверждает ресурс ресурс Mobipicker, ссылаясь на утечку информации внутри компании, китайская марка Vivo обещает нам выпустить в будущем году одну из самых занятных новинок, определенно претендующих на успех – смартфон с совершенно прозрачным экраном. Помимо своей основной необычной черты смартфон будет укомплектован весьма солидной «начинкой»: процессором Qualcomm Snapdragon 820, 6 ГБ оперативной и 128 ГБ встроенной памяти.

3. Гибкий смартфон


Концептуальная модель складного смартфона от Samsung

Не отстает от конкурентов в создании необычных гаджетов и гигант с мировым именем - Samsung Electronics. Помимо более чем ожидаемого очередного Galaxy, в нынешнем году компания закончила разработку прототипа и готовит к запуску в серийное производство свой давний проект – первый в мире гибкий смартфон. Он будет оснащен OLED-дисплеем и сможет сгибаться пополам. В открытом состоянии диагональ дисплея составит 7 дюймов, в закрытом – 5.

Дисплей для гибкого смартфона создали Samsung Display, крупнейший производитель ЖК-экранов. В Samsung уверены, что подобные продукты позволят преодолеть «кризис» на рынке - его пересыщение и замедление темпов роста. Вероятно, за смартфоном последуют и другие гаджеты с гибким экраном.

4. «Умные» контактные линзы


Samsung и Google соревнуются за право выпустить первые "умные" линзы

Попытки создать устройство для глаз, способное заменить все и сразу, уже предпринимались - в 2014 году Google представили публике проект «умных» контактных линз, в 2015-м – занялась линзами на солнечных батареях. Сейчас в игру включились все те же Samsung: не так давно они выложили в своем блоге заявку на патент контактных линз со встроенными датчиками и дисплеем.

Скорее всего, реальный пик популярности подобных устройств придется не на следующий год, и даже не на 2018-й, но, тем не менее, потенциал их огромен: «умные» линзы будут способны заменить очки, фитнес-трекер, часы, фотоаппарат, сканер и еще множество других, громоздких и тяжелых устройств.

5. Смарт-очки от Carl Zeiss

Смарт-очки от Google не снискали популярности, вопреки всем усилиям разработчиков и промоутеров компании. Брошенное знамя подхватила компания Carl Zeiss: по их утверждению, они нашли способ сделать смарт-очки легкими и удобными. Батарея, процессор и другие необходимые технические детали очков будут незаметны постороннему взгляду и разместятся в дужке.

В том месте, где дужка переходит в линзу, эти детали соединяет миниатюрный OLED-дисплей. Изображение будет проецироваться через поликарбонатное зеркало, работающее как отражатель. Пока что компания располагает прототипом, который переживет еще немало доработок, но считается, что на CES 2017 компания сможет продемонстрировать свои смарт-очки в действии.

6. Xbox One: Project Scorpio


Новое поколение Икс-бокса порадует геймеров всего мира уже в 2017 году

Следующий год обещает нам крупное обновление всей линейки Xbox. На конференции E3 2016 в Лос-Анджелесе Microsoft представили зрителям Project Scorpio – новую, усовершенствованную версию игровой консоли с восьмиядерным процессором и поддержкой игр в 4К-разрешении. Новинка будет иметь совершенно рекордную вычислительную мощность в размерах 6 Терафлопс и сможет поддерживать виртуальную реальность.

Для компании это не просто обновление Икс-бокса – это большой шаг вперед и нечто принципиально новое. Все модели Xbox One будут совместимы и получат общую игротеку. Пока не имеется никаких точных данных о том, когда стоит ждать выхода этого чуда на рынок, но геймеры уже предполагают датой релиза осень 2017 года. Project Scorpio является рабочим названием, так что, вероятно, выйдет она под совершенно другим именем.

7. Nintendo NX


Ожидается, что Nintendo NX совершит революцию в

На начало 2017 года перенесли свою новую разработку и Nintendo. Если верить слухам, сейчас они серьезно заняты подготовкой к запуску консоли нового поколения, Nintendo NX. Как утверждают представители компании, эта консоль совершит переворот во всей игровой индустрии. Сборкой консоли будет занята компания Foxconn. Никаких особенных сведений о новой Nintendo пока нет, однако, как утверждают, выход ее задерживается сознательно: сроки были сдвинуты по причине желания компании доработать функционал консоли.

Нам обещают виртуальную реальность, а также сенсорный дисплей и возможность играть как на телевизоре, так и без него. Кимисима, президент компании, пообещал, что нас ждёт «абсолютно новый способ играть в игры». Помимо задержек, Nintendo также значительно сократили общее количество производимой продукции с изначальных 20 миллионов до всего 9-10: рынок уже не так ласков к игровым приставкам, спрос на них в последние годы заметно упал.

8. iPhone 8


Пока неизвестно, как будет промаркирована новинка - iPhone 8 или iPhone 7S

Новый iPhone 7, выпускаемый в 2016 году, явно разочаровал всех, кто его ждет – ничего действительно нового и интересного в нем не предвидится. Однако уже в 2017 году все изменится в лучшую сторону! На этот раз Айфон ждут действительно значимые изменения. Инсайдерские источники утверждают, что 2017 году iPhone 8 (или же iPhone 7S - с маркировкой нового продукта разработчики еще не разобрались) получит загнутый с двух сторон дисплей.

Ранее сообщалось, что в 2017 году вполне могут перейти на использование в iPhone OLED-дисплеев, начисто лишенных боковых рамок. Применение загнутого экрана – подобное можно увидеть в линейке Galaxy Edge, Samsung, – вполне отвечает этим слухам. Но пока что никаких подтверждений либо опровержений этой информации от официальных представителей марки не последовало. Также, согласно последним утечкам информации, Apple могут перейти на трёхгодичный цикл обновлений iPhone.

Помимо того, Apple активно занялись обновлением своих операционных систем. Устаревшую файловую систему HFS Plus в 2017 году заменит APFS (Apple File System), которую используют на всех устройствах марки, от Apple Watch до Mac Pro. Причина такого решения вполне очевидна – созданная 30 лет назад HFS Plus заметно устарела и не справляется в полной мере с несоразмерно выросшим объемом информации. APFS разработана для Flash/SSD-накопителей, в ней будет использоваться новый подход к хранению информации.

Главным объектом хранения является контейнер. Контейнеры отделены друг от друга и используют собственные тома и пространство имен. Такая система позволит свести к минимуму количество сбоев и оптимизировать работу с данными. Кроме того, APFS получит встроенную поддержку современных протоколов шифрования. Однако есть у нее и заметный минус: использовать ее смогут лишь совершенно новые программные решения.

9. Беспроводная зарядка от Apple

В 2017 году Эппл собирается выпустить доработанный беспроводной аккумулятор. Радиус действия устройства составит 2-3 метра, а для подзарядки будет достаточно поместить приборы в специальную зону зарядки. Однако есть у этого новшества и определенные недостатки: гаджеты придется заряжать чаще и дольше, так как они будут терять энергию быстрее обычного.

Появятся зарядные устройства для совершенно всех продуктов марки: от айфонов до макбуков. Это уже не первая попытка Apple избавиться от устаревших зарядных устройств, подобная же технология используется в Эппл Вотч, которые могут заряжаться в нескольких миллиметрах от источника питания, однако новая версия должна стать на порядок совершенней.

10. Apple Watch

Apple Watch смогли разом затмить на рынке планшеты и классические швейцарские часы: устройства в виде наручных часов, взявшие на себя приличную часть функций обычного планшета или телефона, оказались крайне удобной находкой для активных людей и моментально заработали немалую популярность. Сейчас Эппл Вотч являются одним из основных продуктов марки – их к концу будущего года планируется продать не менее 100 миллионов экземпляров.

Цена, правда, пока что кусается, но Apple заняты в том числе и снижением их стоимости ради большей доступности продукта. Расширяется и функционал «часов»: создаются новые приложения, а встроенный wi-fi позволит беспрепятственно использовать их для выхода в сеть. Вероятно, Apple Watch смогут потеснить на рынке и фитнес-браслеты, взяв на себя их функции.

О будущем