Creative sound blaster x fi hd отзывы. Обзор внешней звуковой карты Creative Sound Blaster X-Fi HD. Что такое Xtreme Fidelity

24.09.2014 17:05

Creative Sound Blaster X-Fi HD уже не является новым продуктом на рынке, однако это одна из ярких попыток указанной фирмы угодить уже совсем неискушенной аудиофильской публике.

Внешняя звуковая карта - это однозначно продукт специфический. А значит автоматически аудиофильский. Потому как рядовой пользователь вряд ли будет заморачиваться с поиском нужного устройства для воспроизведения какой бы то ни было музыки и уж тем более для озвучивания акустических сцен, например, в компьютерных играх.

Покупатель, решивший организовать на своем рабочем месте мини-студию, подходит к выбору аппарата для воспроизведения входящего и исходящего сигнала сугубо из субъективных предпочтений. Здесь важны и технические характеристики записи/проигрывания звука, внешние порты для подключения акустики и вспомогательных устройств, например, музыкальных инструментов или микрофона. Таким образом тонкостей в аппарате под названием внешняя звуковая карта довольно много.

На заводских драйверах и без использования комплектных и сторонних программ для улучшения и изменения звука, Creative Sound Blaster X-Fi HD звучит действительно хорошо.

Creative Sound Blaster X-Fi HD уже не является новым продуктом на рынке, однако это одна из ярких попыток указанной фирмы угодить уже совсем неискушенной аудиофильской публике. По большому счету этот аппарат умеет реализовывать две основные функции - воспроизводить весьма качественный звук, а также записывать таковой при помощи одного входного разъема jack формата ¼ , расположенного на передней панели черной коробочки .

Основные характеристики стерео карты Creative Sound Blaster X-Fi HD следующие: соотношение сигнал/шум - 114 дБ , внутри установлен уже известный многим (по игровой серии) процессор X-Fi, качество воспроизведения и записи – 24 бит/96 кГц , что для домашних нужд вполне неплохо. Усиление для наушников - 330 Ом .

Помимо озвученного инструментального разъема jack, расположенного на лицевой панели Creative Sound Blaster X-Fi HD, здесь есть еще один выход для наушников, с точно таким же форм-фактором исполнения. На обратной стороне устройства распаяны аналоговые тюльпаны (две пары), а также оптический вход и выход TOSLINK. Звуковая карта подключается через разъем USB 2.0 . Не забыли в Creative и про заземление устройства, что весьма приятно.

Истинные возможности Creative Sound Blaster X-Fi HD спрятаны в контрольной панели, которая устанавливается с диска или сайта производителя.

Во время работы синий диод оповещает пользователя о работоспособности устройства. На лицевой панели Creative Sound Blaster X-Fi HD располагается также регулятор громкости в стиле классических ресиверов. Многие пользователи ругают таковой, но напрасно. Пожалуй он излишне миниатюрен, но ведь и сам девайс довольно скромных размеров. В любом случае управлять громкостью удобно, плавный и в меру тугой ход пластиковой ручки создан именно для этого.

На заводских драйверах и без использования комплектных и сторонних программ для улучшения и изменения звука, Creative Sound Blaster X-Fi HD звучит действительно хорошо. Если честно, после использования внешней карты Behringer U-Phoria UM2 разницы замечено не было (в качестве акустической пары использовались пассивные колонки Dual из Германии, подключенные к усилителю Telefunken RA200). Запаса громкости более чем достаточно, частоты всех диапазонов великолепны.

Но истинные возможности Creative Sound Blaster X-Fi HD спрятаны в контрольной панели, которая устанавливается с диска или сайта производителя. В ней присутствуют различные эффекты EAX, эквалайзер, функции THX TruStudio Pro. Панель не перегружена опциями, а значит любой пользователь сможет отстроить звук по своему усмотрению. Оно действительно стоит того. Привычное звучание любимых композиций буквально обновляется с каждым поворотом ползунка того или иного параметра.

В Creative Sound Blaster X-Fi HD нет поддержки ASIO, а значит запись, как и последующее воспроизведение дорожки, происходит с существенной задержкой.

Еще один весомый плюс Creative Sound Blaster X-Fi HD заключается в распаянном инструментальном входе, с помощью которого можно записывать звук с музыкальных инструментов, например гитары, а также с полноценного микрофона. С этой задачей звуковая карта справляется весьма хорошо и на выходе вы получается слухабельное качество трека, не студийное конечно, но для личных экспериментов достаточное. Но есть одна недоработка - в Creative Sound Blaster X-Fi HD нет поддержки ASIO, а значит запись, как и последующее воспроизведение дорожки, происходит с существенной задержкой. Таким образом при наложении одной дорожки на другую, особенно при параллельном воспроизведении первой, могут возникнуть трудности в рабочем процессе. Это и есть минус любого непрофессионального решения, все-таки Creative Sound Blaster X-Fi HD - это любительский аппарат.

Creative Sound Blaster X-Fi HD можно приобрести за 3700 рублей и выше. По большому счету это достойное предложение за те возможности, которые предлагает пользователю обозреваемое устройство, если мы, говорим о непрофессиональных внешних картах для дома.

Начинающим музыкантам, которые хотят постоянно оценивать качество своих трудов, что называется на пленке , этот аппарат также подойдет, но с описанными выше оговорками, которые связаны с большой задержкой при записи. В любом случае при записи исключительно одной дорожки в моно или стерео режиме проблем по сути не возникнет.

А качество звука, воспроизводимого через аналоговые входы, действительно великолепное, без каких-либо преувеличений. Необходимо лишь обзавестись соответствующими колонками, желательно мощнее.

Внешняя звуковая карта Creative Sound Blaster X-Fi HD призвана существенно улучшить качество звучания благодаря целому набору преимуществ. Девайс можно без труда подключить к ноутбуку или ПК, при этом он оборудован удобно расположенными разъемами для микрофона и устройств воспроизведения. Стоит сразу же и упомянуть о функции усиления звука и о возможности без труда регулировать уровень громкости исходящего аудиопотока. Задняя панель звуковой карты оснащена оптическим портом, позолоченным стереоразъемом RCA, а также интегрированным фонокорректором, позволяющим напрямую осуществлять запись звука, проигрываемого с вашей виниловой пластинки.

Устройство полностью поддерживает специальное ПО Media Toolbox 6, которое имеет удобный интуитивный интерфейс и позволяет с легкостью записывать цифровой звук, а также конвертировать его в различные аудиоформаты. Благодаря технологии SBX Pro Studio можно воспроизводить видео или аудио файлы с эффектом “живого звука”, например при просмотре фильмов или прослушивании музыки.

Превосходное качество звучания
Одним из главных преимуществ данной модели звуковой карты USB линейки Sound Blaster является способность воспроизводить звук в превосходном качестве. При этом, показатель соотношения сигнала и шума составляет 114 дБ.

Технология SBX Pro Studio
Модель Sound Blaster X-Fi HD оснащена технологией SBX Pro Studio, которая существенно улучшает качество звучания как во время игры, так и при просмотре фильмов или прослушивании музыки.

Отличный выбор для поклонников виниловых пластинок!
Вдобавок ко всем прочим преимуществам, звуковая карта оборудована фонокорректором с эквалайзером RIAA, что позволяет вам с легкостью подключить к ней проигрыватель виниловых пластинок и таким образом напрямую конвертировать звук в форматы CD или MP3.

Усилитель звука в вашей гарнитуре
В арсенале Creative Sound Blaster X-Fi HD вы также найдете интегрированный усилитель звука превосходного качества, который отлично работает даже в паре с наушниками премиум-класса, где показатель сопротивления может достигать 330 Ом.

Быстрое и простое подключение
Среди прочих преимуществ девайса стоит выделить наличие удобно расположенных звуковых разъемов для наушников и микрофона с позолоченным обрамлением. К тому же, устройство оборудовано отдельным регулятором громкости в виде специального тумблера, находящегося на передней панели звуковой карты.

Полная совместимость с Windows 8
Разработчики аудиокарты на славу потрудились не только над аппаратной, но и над программной составляющей своего детища. Благодаря этому, звуковые драйверы для Sound Blaster X-Fi HD позволяют устройству отлично работать даже в паре с операционной системой Windows 8.

Технические показатели

Основные:
- Звуковая технология: X-Fi.
- Показатель соотношения сигнала и шума: 114 дБ.
- Канальный выход: стерео.
- Используемая аудиотехнология: SBX Pro Studio.
- Качество звучания: 24 бита/96 кГц.
- Основной порт для подключения: USB 2.0.
- Гарантийный срок: 1 год.

Подключение:
- Оптический выход TOSLINK.
- Оптический вход TOSLINK.
- Один микрофонный вход 1/4", который полностью соответствует стандартам RIAA.
- Два линейных входа RCA.
- Выход для наушников 1/4".
- Два линейных выхода RCA.

Перечень совместимых ОС:
Windows8, WindowsXP SP2 или более, Windows Vista SP1 или более, Windows7 и Windows10.

Требования к системе:
- Совместимые ОС: Microsoft Windows10, Windows8, Windows7, Windows Vista, Windows XP (Professional x64 Edition, Service Pack 2 или более).
- Процессор Intel Core2 Duo или эквивалентный ему AMD с рекомендуемой тактовой частотой 2.2 ГГц или более.
- Наличие свободного USB-порта.
- Минимальный объем оперативной памяти: 1 ГБ.
- Объем свободной памяти на жестком диске: 600 Мб.
- Наушники или динамики с усилителем.
- Привод CD-ROM или DVD-ROM для установки ПО.
- Наличие интернет-подключения.

Комплектация:
- Звуковая карта Sound Blaster X-Fi HD.
- Руководство для быстрого подключения и установки ПО.
- Инструкция для пользователя.
- Адаптер-переходник с коннекторами RCA и входным звуковым разъемом.
- USB-кабель длиной 1,5 м.
- Установочный CD-диск.
- CD-диск с приложением Media Toolbox 6.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Введение

Звуковая карта X-Fi Surround 5.1 облачена в чёрный симпатичный компактный корпус с большой поворачивающейся ручкой, а внутри скрыто немало интересного. Отсутствию клавиш управления пугаться не следует, поскольку в комплект поставки входит весьма функциональный пульт ДУ, о котором мы поговорим позже. Подключение к ПК осуществляется через классический интерфейс USB 2.0, поэтому можно гарантировать совместимость со всеми современными компьютерами. Конечно, с учётом довольно высоких требований к компьютеру, особенно под Vista.

Производитель Creative
Интерфейс USB 2.0
Частота дискретизации 96 кГц
Разрядность 24 бита
Входы
На карте Линейный, микрофон
Выходы
На карте 2 "тюльпана" + 2 мини-джека (5.1), 1 S/PDIF оптический, 1 наушники
DVD и кинотеатр
Стандарты Выход S/PDIF, поддержка Power DVD
Конфигурация До 5.1
3D-звук в играх
Стандарты EAX 4.0, OpenAL, Creative Alchemy
Конфигурация 2 и 5.1
MIDI
Синтезатор Нет
Минимальная конфигурация
Windows XP SP2 Pentium 4 1,6 ГГц или AMD Athlon XP 2000+, 512 Мбайт памяти
Windows Vista Intel Core 2 Duo 2,0 ГГц, AMD Athlon 64 Dual Core или эквивалентный, 1 Гбайт памяти

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Входы и выходы

Звуковая карта Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 явно нацелена на цифровые развлечения, а именно на прослушивание музыки и просмотр фильмов, поэтому приходится довольствоваться необходимыми входами и выходами для данных областей. Слабым местом является то, что входы ограничены обычными 3,5-мм мини-джеками для микрофона и линейного входа. Цифровой вход отсутствует. Выходы более богаты, есть выход 5.1, где левая и правая фронтальные колонки подключаются через "тюльпаны", что порадует любителей Hi-Fi. Есть и переходник на 3,5-мм мини-джек, который должен удовлетворить всех. А тыловые колонки и центр/сабвуфер подключаются через обычные 3,5-мм мини-джеки. Есть и цифровой оптический выход S/P DIF, позволяющий подключить ресивер или домашний кинотеатр.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Драйверы и ПО

В комплект с Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 входит программное обеспечение, которое хорошо известно владельцам карт X-Fi и других продуктов Creative. В этом отношении ничего нового нет, за исключением того, что некоторые возможности high-end звуковых карт X-Fi недоступны. Так, Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 работает только в режиме "Entertainment/Развлечения", режимы игры и создания музыки недоступны. Однако доступны такие функции обработки звука, как X-Fi Crystalizer или объёмное звучание CMSS3D, которыми можно управлять с помощью пульта ДУ.


Микшер звуковой карты весьма урезан, при записи можно регулировать только уровень.



Мы обнаружили обычную панель для карт X-Fi с доступом к разным системам обработки звука.



Для пульта ДУ тоже доступно несколько опций.


Для настройки можно воспользоваться Audio Console в "Панели управления" Windows.


Доступ ко многим функция программного обеспечения Creative обеспечивается через значок громкости в трее.



Доступен интерфейс в стиле Media Center, но нас он не заинтересовал.

Следуя традициям последних продуктов Creative, вы можете бесплатно скачать плеер PowerDVD, который позволит декодирвоать Dolby Digital и DTS. Для геймеров под Vista Creative приложила программу Alchemy, которая позволит наслаждаться звуковыми эффектами, несмотря на изменение подсистемы обработки звука в Windows. Впрочем, X-Fi 5.1 Surround, как и все USB-карты, не нацелена на геймеров.

Следует отметить, что звуковая карта, как и многие новые модели, способна работать под Windows XP или Vista без установки драйверов. Если вы можете довольствоваться самыми простыми функциями, то сможете подключить звуковую карту, ничего не меняя в системе. Конечно, если вы хотите выжать от Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 максимум, то придётся установить драйверы и программное обеспечение.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Тестовая конфигурация

Тестовая конфигурация .

  • Процессор: Pentium 4 2,4 ГГц;
  • память: 1 Гбайт DDR;
  • видеокарта: nVidia GeForce Ti 4200;
  • жёсткий диск: 80 Гбайт 7 200 об/мин;
  • оптический привод DVD LG 16/48x;
  • ОС: XP SP3;
  • версия DirectX: 9.0c.

Колонки .

  • Creative Gigaworks S750, Logitech Z2200.

Воспроизведение видео .

  • Power DVD.

Измерения .

  • Right Mark Audio Analyser 6.0.6;
  • система измерения звука DAAS.

Тесты проводились через запись/воспроизведение (вход и выход были соединены), при этом вполне можно было ожидать, что система записи менее качественная, чем система воспроизведения. Поэтому мы провели отдельно и тесты воспроизведения, где для записи использовалась профессиональная звуковая карта E-MU 1616m.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 16 битов, 44,1 кГц


Неравномерность АЧХ : практически идеальная характеристика для данных параметров.

Уровень шума : очень низкий, близок к теоретическому максимуму, который можно ожидать при данных настройках.

Нелинейные искажения : весьма низкие, так что проблем не возникнет.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 24 бита, 48 кГц

Неравномерность АЧХ : частотная характеристика проходит до 24 кГц без особого затухания. Вряд ли можно желать большего.

Уровень шума : частотная полоса шире, шум чувствуется сильнее, но остаётся на весьма низком уровне.

Нелинейные искажения : искажения всё ещё очень низкие.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 24 бита, 96 кГц


Неравномерность АЧХ : мы получаем 30 кГц на уровне -0,5 дБ и 40 кГц на -2 дБ! Вряд ли можно желать большего...

Уровень шума : уровень шума по-прежнему очень низкий.

Нелинейные искажения : искажения на практике очень даже низкие.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 24 бита, 96 кГц (воспроизведение)


Неравномерность АЧХ : частотная характеристика достигает 20 кГц с очень слабым затуханием.

Уровень шума : уровень шума не превышает 100 дБ, что просто великолепно для звуковой карты за такую цену.

Нелинейные искажения : искажения очень низкие.

Как показали тесты, качество звуковой карты очень хорошее, без слабых мест. Нельзя сказать, что лучше не бывает, но X-Fi Surround 5.1 даёт вполне достаточное качество для всех целевых сценариев использования: если качество будет неудовлетворительным, то виноваты в нём будут другие элементы в цепи воспроизведения. На практике мы были вполне удовлетворены нашим тестовым оборудованием для прослушивания. Качество не вызывало нареканий, обработки X-Fi позволили улучшить звук с большинства источников.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Заключение

Звуковая карта X-Fi Surround 5.1 продаётся по весьма доступной цене 70 евро (на момент публикации в Россию она ещё не поступила). При этом она обеспечивает непритязательный, но качественный объёмный звук, как на ноутбуке, так и на настольном ПК. С учётом того, что ноутбуки часто оснащаются не самым качественным интегрированным звуком, перед нами весьма интересный вариант. Однако главным препятствием будут высокие системные требования, особенно под Vista.

Преимущества .

  • Очень хорошее качество звука;
  • работает в базовом режиме без установки драйверов;
  • плеер PowerDVD в комплекте поставки.

Недостатки .

  • Высокие системные требования.

новое поколение процессоров и звуковых карт Xtreme Fidelity

Что такое Xtreme Fidelity?

2 августа 2005 года компания Creative провела в Германии конференцию, где европейской прессе были продемонстрированы звуковые карты нового поколения - SoundBlaster X-Fi.

Ранее, 13 мая 2005 года Creative анонсировала технологию Xtreme Fidelity, сокращенно X-Fi, и одноименный звуковой процессор.


Если с новым процессором более-менее понятно, то что же такое «технология Xtreme Fidelity»? По версии производителя, её суть заключается в обеспечении 24-битного качества, четкости звука как минимум с 110 дБ сигнал/шум и новой технологии CMSS (Creative Multi Speaker Surround) 3D-звука в наушниках и многоканальных колонках. Как заявил Сим Вонг Ху, основатель и исполнительный директор компании Creative — «Xtreme Fidelity — результат нашего видения нового аудио стандарта, который сможет привнести драматическое улучшение в воспроизведение MP3, в геймплей на PC-играх и в цифровые фильмы, таким образом закладывая основу целой новой платформы домашних цифровых развлечений» .

Говоря о Xtreme Fidelity, производитель делает особенный упор на две новые технологии: 24-bit Crystalizer и CMSS-3D. По замыслу Creative, технологии предназначены для ремастеринга, улучшения и ремикширования в реальном времени существующего обычного и сжатого 16-битного стерео материала в 24-битное качество, с многоканальным звучанием в колонках любой конфигурации, а также в наушниках.

Для того чтобы обеспечить возможности нового стандарта, Creative создает процессор X-Fi под девизом «Xtreme Audio Needs An Xtreme Fidelity Processor!» («исключительному звуку требуется процессор высшего качества»).

Ретроспектива

Предыдущие звуковые карты, начиная с Live! образца 1998 года, основывались на модификациях процессора EMU10K. Этот процессор разрабатывался в основном для использования в синтезаторах и модулях производства E-MU как аппаратный MIDI-синтезатор со встроенным эффект-процессором. В то время, когда основным требованием к звуковой карте являлось наличие аппаратного MIDI с максимально большим банком памяти, широкими возможностями и качественными эффектами, EMU10K был прогрессивным чипом. Однако в настоящее время, как все понимают, он морально устарел. Несмотря на 32-битную обработку звука, программируемые качественные профессиональные эффекты, поддержку 8 цифровых I2S или SPDIF интерфейсов, недостатки (главный из которых - жесткая архитектура) сводили всё на нет.

С момента разработки EMU10K интересы пользователей звуковых карт существенно изменились. Фактически произошло разделение аудитории на три лагеря: 1) офисные и прочие пользователи, которых устраивает даже интегрированный звук; 2) геймеры, не особенно интересующиеся качеством, которые не против хорошего трехмерного звука в играх, если это не идет в ущерб производительности; 3) меломаны и аудиофилы, использующие компьютер под удобную музыкальную библиотеку, — им карта нужна исключительно для качественного воспроизведения музыки.

Однако любители качественного звука выражали недоверие изделиям Creative, даже несмотря на установленные в последних моделях качественные I2S ЦАПы Cirrus Logic. Главной "страшилкой", разрушающей имидж звуковых карт Live/Audigy, на долгие годы стало наличие неотключаемой посредственной аппаратной передискретизации (resampling) всех частот в опорную частоту 48 кГц. Для получения качественного воспроизведения формата 44,1 кГц, в котором существует большинство записей, пользователи карт в массовом порядке стали устанавливать DirectSound или ASIO плагины программного пересчета частоты семплирования (SSRC — software sample rate convertion) для популярных mp3-плееров Winamp и Foobar.


SRC Audigy vs. SSRC Winamp

Начиная с Audigy2, разработчики ввели в чип блок P16V, позволяющий картам напрямую проигрывать частоты 96 и 192 кГц для воспроизведения DVD-Audio. Но данный режим оказался доступен только для этих частот и лишь через DirectSound интерфейс. Эффект-процессор, работающий на 48 кГц, в таком случае должен был быть отключен. В противном случае в дело опять вступает передискретизация.

В low-end ниже Creative начинает катастрофически терять рынок звуковых карт за счет экспансии AC"97 и HDA кодеков, принудительно установленных на материнских платах. Это сильно снижает стимул пользователей тратиться на отдельную звуковую карту. Помимо этого, наступление интернет и файлообменных сетей делает компьютер средством накопления коллекции файлов в сжатых форматах. Так что для качественного прослушивания музыки многие предпочитают полупрофессиональные карты на Envy24, с минимумом аппаратных возможностей, но с выбором фиксированной частоты семплирования, честным 44,1 кГц по цифре и минимумом ненужных многим наворотам.

Очевидно, что Creative был нужен новый процессор, лишенный недостатков прежнего. X-Fi был в разработке последние 5 лет. Ещё с момента выпуска первой модели Audigy началась работа над процессором нового поколения. Место разработки — Creative Advanced Technology Center, Кремниевая долина, Калифорния.

Архитектура X-Fi

По заявлению производителя новый процессор Xtreme Fidelity имеет более 51 миллиона транзисторов и производительность более 10000 MIPS (миллионов инструкций в секунду). X-Fi также в 24 раз более мощный, чем предшественник.

Сердце процессора - DSP "Quartet", так как имеются 4 подпроцессора, работающие параллельно. Архитектура именуется TIMD (Thread Interleaved Multiple Data). Для достижения параллелизма используется архитектура процессора с командными словами очень большой длины (Very Large Instruction Word, VLIW).

В такой команде объединено несколько обычных команд, которые выполняются одновременно (параллельно) разными функциональными блоками процессора для повышения его быстродействия. Рост производительности достигается за счет того, что процессору не нужно тратить время на организацию параллелизма на уровне команд. Группировка параллельно исполняемых операций выполняется компилятором. )

Каждый подпроцессор имеет архитектуру 2xSIMD. 2x происходит от того, что обычно подпроцессор оперирует с двумя потоками данных - стерео данные, комплексные числа. Кстати, используется тип данных как с плавающей точкой, так и с фиксированной. Набор инструкций состоит из 235 кодов операций, и около 60 специализированных команд, часто встречающихся в алгоритмах частотной обработки звука, например, комплексное умножение данных из двух потоков, десятичный логарифм, экспонента.

Внутренняя частота процессора 400 МГц. Поддерживается внешняя синхронизация для S/PDIF и I2S. Приводится значение джиттера ФАПЧ (PLL) процессора В алгоритмах обработки звука (реверберация, эквалайзер, эффекты моделирования распространения 3D-звука) используются 512 БИХ-фильтров (IIR, infinite impulse response = БИХ, бесконечная импульсная характеристика) второго порядка. Этим никого не удивишь в современных средствах обработки звука, но следует учесть, что здесь всё работает в реальном времени для десятков потоков одновременно. В число аппаратных фильтров, в том числе входят 4 и 5 полосные параметрические эквалайзеры, полосовые, режекторные и прочие специфические фильтры.

Также имеются богатые возможности по микшированию - до 4096 сигналов с аппаратной регулировкой громкости и объединения двух источников. Это может быть использовано как для построения микшера, гибко конфигурируемого в плане роутинга сигналов, а также используется в играх, так как требует регулировки уровня каждого наложенного эффекта.

Для соединения с цифровыми и аналоговыми интерфейсами процессор имеет 4 входных/выходных шины I2S, обеспечивая 8 входных и 8 выходных каналов. Помимо этого, имеется проприетарный протокол для передачи 8 каналов по одному проводу, таким образом получается 32 х 48 кГц, 16 х 96 кГц, 8 х 192 кГц каналов. Для внутренних нужд и роутинга имеется 4096 звуковых и 4096 параметрических каналов.

SRC

Преобразователи частоты семплирования (SRC, Sample Rate Convertors) задействуются в тех случаях, когда частота семпла не совпадает с опорной частотой текущего режима (иначе семпл проиграется с неправильной скоростью и изменит тон). Используется 256 интерполяторов, с качеством выше, чем у типичного полифазного КИХ-фильтра 100-го порядка (FIR, finite impulse response = КИХ, конечная импульсная характеристика) . Диапазон сдвига тона от 0 до 8.


Схема работы SRC X-Fi

Картинка иллюстрирует работу SRC X-Fi по конвертации 44.1 кГц в 48 кГц. Сперва отсчеты сигнала удваиваются до 88.2 кГц. Полифазный КИХ фильтр конвертирует сигнал до 192 кГц с коэффициентом, равным удвоенному отношению 48/44.1. В финальной стадии частота уменьшается до 48 кГц. Такая схема более эффективна с точки зрения вычислительных затрат и даёт более качественный результат, так как на последнем этапе не образуется алиазинг из-за некратных частот.

При конвертации стандартного тона 997 Гц из 44.1 кГц в 48 кГц стандартный параметр, отвечающий за мощность шумов и искажений, THD+N равен -136 дБ, дрожание частоты в полосе пропускания ±0.00025 дБ. Проверять эти параметры Creative рекомендует как минимум с помощью измерительной станции AudioPrecision.

Учитывая запас по перегрузке (headroom) в 6 дБ и 32 стадии цикла обработки, THD+N может ухудшиться до –124 дБ, а неравномерность АЧХ возрастёт до ±0,01 дБ. Но параметры даже самых лучших на сегодня ЦАПов по шумам и искажениям уступают таким показателям.


Качество работы SRC X-Fi при конвертации 44,1->48 кГц


Следует лишь учесть, что параметры качества в частотной области не показывают работу фильтров во временн ом домене. Но, учитывая позиционирование карт в первую очередь на игры и фильмы, такую точность преобразования можно считать великолепной. В прошлых изделиях интермодуляционные искажения от SRC доходили до 0,1% в высокочастотной области, при этом на падение качества жаловались лишь единичные пользователи.

Имеется очень важный момент, который не сильно афишируется производителем - в отличие от звуковых процессоров предыдущего поколения, в X-Fi можно отключить передискретизацию вместе с остальными эффектами DSP! При этом, конечно, теряется уникальная возможность одновременного прослушивания нескольких сигналов разных частот дискретизации, с последующим наложением всяческих эффектов и улучшайзеров. Однако поклонникам максимально качественного саунда подобное нужно меньше всего.

Преобразователи SRC работают также в режиме DMA, позволяя производить преобразования прямо в ОЗУ компьютера без участия ЦПУ. Для исключения коллизий при загруженной шине PCI имеется настраиваемый кэш.

Возможности X-Fi

Обработка данных для передаточных функций головы и ушей человека (HRTF) и расчета звука для наушников базируется на нескольких технологиях. Это разработки UCDavis, Aureal и Sensaura. Используются патенты на MacroFX, бинауральный 3D паннинг. В реализации применены 48-tap КИХ(FIR) фильтры, обрабатывается до 128 источников 3D-звука.

Технология CMSS (Creative Multi Speaker Surround) обновлена до CMSS-3D. Производитель заявляет, что качество звукового поля выше, чем у Dolby Prologic II/IIx, а в наушниках пространственность и натуральность тембров на ВЧ превосходит Dolby Headphone.

В отличие от предыдущих поколений процессоров, теперь поддерживаются эффекты и для режимов 24/96 и 24/192. Для обработки сигналов повышенного разрешения, например, 192 кГц, используется технология Quadrature Mirror Filter - разбиение сигнала на 4 частотные полосы по 48 кГц, которые обрабатываются раздельно, а результаты складываются. Таким образом, при обработке 192 кГц возрастает скорость вычисления, по сравнению с обычными методами.

Архитектура чипа допускает переключение между режимами без перезагрузки, так что звуковые карты могут максимально задействовать ресурсы.

Поддерживается ASIO 2.0 со временем задержки Для WDM и OpenAL проведены оптимизации драйверов и железа для получения наименьшей latency, при более высоком качестве звука.

Сравнение

В таблице указаны приблизительные соотношения по производительности между различными поколениями карт Creative (по данным производителя).

Произв. вычисл
MIPs
Общая произв.
MIPs
Внутр. каналов MIPS vs Live! Кол-во эффектов Число
транзисторов
Sound Blaster Pro ≈1 3+ - 0,0001x - 100K
AWE 32 (EMU8000) 67 200+ - 0,2x - 500K
Live! (10k1) 335 1000+ 16
(эффекты)
1x 1 2M
Audigy (10k2) 424 1250+
64
(эффекты)
4x 4
4,6M
X-Fi 10340 30000+ 4096
(всего)
67x
8 51,1M

X-Fi обладает архитектурой, полностью отличающейся от строения предыдущих поколений процессоров Creative, также как всех прочих процессоров, включая графические. Концепция представляет собой программируемую архитектуру на основе кольца. Это дает гибкость в роутинге сигналов, позволяя любому из 4096 звуковых каналов перенаправить сигнал к любому элементу процессора - Tank, SRC, Mixer, DSP.



Таким образом, новая архитектура X-Fi состоит из следующих основных инноваций:

  • Архитектура "Ring"
  • Новый DSP "Quartet"
  • Ультра-качественный SRC
  • Аппаратная акселерация Mixer, Tank Engine (эффекты), Filter Engine, DMA.
  • Одновременная разработка и взаимодействие аппаратной и программной частей

Огромное количество информации о процессоре X-Fi можно найти на специальном сайте .

Звуковые карты Sound Blaster X-Fi

8 августа 2005 года Creative анонсировала новую линейку звуковых карт Sound Blaster X-Fi на базе одноименного процессора. Будут выпускаться 4 модели карт: Sound Blaster X-Fi Elite Pro, Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS, Sound Blaster X-Fi Platinum, Sound Blaster X-Fi XtremeMusic.

Sound Blaster X-Fi Elite Pro оборудована ЦАП профессионального качества 116 дБ сигнал/шум, плюс внешний интерфейсный модуль с кнопками регулировки 24-bit Crystalizer, X-Fi CMSS-3D, 3DMIDI и EAX. Карта оснащена 64 Мб набортной X-RAM звуковой памятью, а также микрофонным и гитарным предусилителями. Ориентировочная стоимость US$399.99.

Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS сконструирована, чтобы удовлетворить запросы знаменитого геймера Джонатана "Fatal1ty" Вендела. Карта имеет 109 дБ сигнал/шум, 64 Мб набортной X-RAM. В комплекте поставляется коммутационный блок под 5" отсек и ИК-пульт ДУ. PCI-карта с менее качественными ЦАП. Стоимость US$279.99.


Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS

Sound Blaster X-Fi Platinum. То же самое, что и Fatal1ty, но PCI-карта без набортной памяти. US$199.99

Sound Blaster X-Fi XtremeMusic. Самый простой вариант платы. Platinum без коммутационного блока. US$129.99
Кстати, даже для этой карты есть упоминание о возможности заказа ИК-приемника на шине USB и пульт ДУ.

В данной статье мы рассмотрим самую интересную модель - Sound Blaster X-Fi Elite Pro. Отличительная черта карты - максимальное качество и производительность, плюс огромных размеров внешний коммутационный блок с пультом ДУ.

Sound Blaster X-Fi Elite Pro


Sound Blaster X-Fi Elite Pro


Сама карта, с маркировкой SB0550, имеет позолоченные разъемы и загадочную прямоугольную деталь в верхнем углу платы. На поверку оказалось, что это светодиод с надписью X-Fi, которая загорается синим цветом при включении и будет хорошо видна в полупрозрачных моддерских корпусах.


PCI-карта Sound Blaster X-Fi (SB0550) из комплекта Elite Pro


Действительно, с фонограммой производят ремастеринг с помощью "широко известного в узких кругах" мастерингового плагина, под названием "многополосный компрессор". Чтобы на 100% убедиться в своей правоте, я сравнил работу Crystalizer с тремя мастеринговыми многополосными компрессорами: Waves LinMB, iZotope Ozone, Steinberg MultiBand Compressor. При включении этих плагинов характер звука меняется аналогично включению Crystalizer.

Чтобы удостовериться на все 200%, я протестировал Crystalizer нашей программой RMAA и сопоставил с результатами Waves LinMB Linear Phase MultiBand compressor (со стандартным пресетом Low-Level Enhancer - сообщаю для тех, кто захочет повторить измерения). Тесты были проведены с настройкой Crystalizer по умолчанию, в среднем положении.

Обратите внимание на эквализацию АЧХ и большие интермодуляционные искажения - по измерениям характер воздействия плагинов аналогичен. Однако на слух ситуация намного лучше. Это связано с тем, что характер музыкального сигнала отличается от тестового. Согласно психоакустике, перегрузка менее 6 мс человеком не фиксируется, а качественный компрессор не допускает длительной перегрузки, оперативно снижая уровень сигнала, что регулируется временем атаки.

Можно найти аналогию технологии Crystalizer в мире цифровой фотографии. Предположим, появляется некий плагин, который переводит JPEG, полученный сжатием из некоего качественного TIF, в формат 16-бит на цвет, затем поджимает уровни (грубо говоря, повышает яркость/контрастность) и резкость на 10-20% в некой зависимости от исходника. Готово! Получаем новый гениальный "48-bit Picturelizer", который делает JPEG лучше исходных TIF. Внимание, вопрос: в каком случае качество будет лучше? Правильно, только в случае, если JPEG обладает запасом по качеству для подобных надругательств, а устройство отображение имеет проблемы с передачей самых светлых и самых темных полутонов исходного изображения.

В звуке ситуация с MP3 и WAV примерно такая же, однако есть и разница. В мастеринговых студиях применяется весьма дорогостоящее оборудование, анализирующее исходный файл не в реальном времени, а с некоторым забеганием вперёд или даже не в один проход, с применением точности вычислений не 24 бит, а 64 бит с плавающей запятой. Далее, параметры мастеринговой компрессии должны кропотливо подстраиваться индивидуально под каждую запись на высококачественных контрольных мониторах среднего и дальнего поля. Доверять аналогичную функцию автомату в реальном времени и говорить о превосходстве над студийным результатом - самонадеянно. В финальной же стадии мастеринга проходит этап формирования психоакустического распределения шумов дизеринга (нойз-шейпинг), что на слух превращает 16-битную запись в 20-битную, так что остаётся лишь побитно переслать запись на входной интерфейс ЦАПов. Любое вмешательство в этот процесс пагубно отражается на качестве, и уж из MP3-записи первоначальную фонограмму превзойти никак не удастся, а многополосная компрессия может до неузнаваемости исказить тональный баланс и привести к перераспределению энергетики сигнала, что вызовет перегрузку на высоких или низких частотах.

Другое дело, если мы ведём разговор о посредственной бытовой акустике с ограниченным динамическим диапазоном и ущербной АЧХ, так что даже самый примитивный регулятор тембра субъективно существенно повышает комфортность восприятия. В таком случае дополнительная полосовая компрессия высоких и низких частот облегчает восприятие фонограммы через данные конкретные колонки, особенно в сочетании с умеренно поджатой исходной фонограммой, с меньшей агрессивностью (соотношение пиковой мощности к среднему значению). В этом случае итоговые искажения от обработки не превзойдут искажения воспроизводящего тракта.

Так и обстояло дело на практике. На недорогих активных стереоколонках некоторые записи субъективно звучали разборчивее, хотя и c большей агрессией. На качественной акустике (студийных мониторах и Hi-Fi колонках среднего класса) я без труда нашел несколько MP3, а также оригинальных CD, качество которых Crystalizer существенно ухудшал, так что была слышна перегрузка, либо звук делался излишне агрессивным, что приводило к быстрому утомлению от прослушивания.

При измерениях выяснилось, что кроме многополосной компрессии сигнала осуществляется поднятие уровня примерно на 3 дБ. Так что любые тихие записи будут казаться субъективно лучше даже без действия компрессора.

Таким образом, 24-bit Crystalizer пойдет на пользу обладателям недорогой акустики или бюджетных наушников, что практически автоматом означает недостаток НЧ и ВЧ, а также проблемы с детальностью СЧ. Для обладателей качественной акустики хорошая новость в том, что данная технология легко отключается.

Технология 24-bit Crystalizer вполне имеет право на жизнь, однако сама подача, с выдачей желаемого за действительное, совершенно не радует. В реальности Crystalizer не расширяет, а сужает динамический диапазон, а 24 бита действительно используются, но только для того, чтобы не накапливалась ошибка округления (это нормальная практика, ни один современный DSP не работает в том же разрешении, что и исходные данные).

СMSS-3D

Технология CMSS-3D призвана решить основную проблему молодого поколения пользователей многоканальных звуковых карт: "У меня 5.1 набор колонок. В фильмах всё классно, но в MP3 играют только 2 фронтальные колонки! А я хочу, чтобы все!!!"

Как было сказано выше, технология CMSS (Creative Multi Speaker Surround) обновлена до CMSS-3D. Используются разработки и патенты IRCAM, UC Davis, Aureal, Sensaura и Creative"s Advanced Technology Center.

CMSS-3D виртуализирует источник звука любой канальности на любое устройство, таким образом, обеспечивается:

  • CMSS-3DHeadphone: объемное звучание в наушниках;
  • CMSS-3DVirtual: объемное звучание в стереоколонках;
  • CMSS-3DSurround: конвертация стерео в многоканальный звук;
  • CMSS-3DInteractive: 3D-звук из нескольких источников.

Тестирование проводилось в наушниках Sennheiser HD600. Была выявлена проблема двойного наложения эффектов виртуализации, с ухудшением эффекта объемности. Дело в том, что все музыкальные записи последних лет уже содержат в той или иной мере расширение стереопанорамы, так что результат может оказаться неожиданным.

В то же время, демонстрационный файл "The Rising of the Sun" с CD "Essential Anuna", содержащий практически сырое стерео, показал хорошие результаты, и даже превосходство над технологией DolbyHeadphones.

Помимо музыки, технология CMSS-3D может использоваться и в играх. В этом случае игра рассчитывает трехмерный звук на 5.1 колонки, а CMSS-3DHeadphone преобразует многоканальный звук в объемное звучание в наушниках.

X-RAM

В отличие от карт прошлых десятилетий, набортная память X-Fi используется не для MIDI-семплов, а для хранения или кэширования звуков во время работы игровых приложений. Существует проблема с дефицитом оперативной памяти, так что разработчики либо снижают разрядность семплов до 8 бит 11 кГц, что на порядок ухудшает качество, либо сжимают в форматы с потерями, MP3 или OGG, что ведёт к загрузке процессора при распаковке на этапе проигрывания сэмпла.

Таким образом, введение набортной памяти на звуковой плате позволяет: сэкономить основную память, ускорить доступ к памяти, устранить необходимость в декомпрессии в реальном времени, устранить потерю качества сэмплов, увеличить производительность графической части и величину FPS.

На сегодня существует лишь одна игра с полноценной поддержкой X-RAM. Это недоступная пока для широкой аудитории UT2004 X-Fi Edition. Мы предлагаем ознакомиться с результатами, предоставленными Creative. Как видно, внедрение X-RAM может увеличить производительность до 20%, что эквивалентно апгрейду графического ускорителя, при этом ещё и вырастет качество звука! Однозначно полезное нововведение.


UT2004 X-Fi Edition

Тесты в RMAA 5.5

Мы не можем удержаться от публичного цитирования мануала Creative для журналистов, тестирующих X-Fi.

"Как уже было сказано, Creative разработал семейство Sound Blaster X-Fi, в первую очередь, заботясь о качестве звука. Для достижения этой цели, мы подошли к тестированию очень серьезно. Однако мы осознаем, что не все журналисты имеют доступ к аппаратуре “Audio Precision”, промышленному стандарту тестирования профессиональной аудиоаппаратуры. Мы видим, что многие используют для тестов качества аудиоаппаратуры “RightMark Audio Analyzer” из-за его доступности и симпатичного интерфейса. Однако из-за разницы в методиках между этими двумя платформами, их результаты будут различными. В прошлом, мы получали некоторые вопросы об этих различиях, так что мы хотим показать заготовленные результаты и тестовые методики как для Audio Precision, так и для RMAA. Мы надеемся, вы найдете в них для себя что-то полезное".

Инструкцию от Creative по установкам карт X-Fi для измерения в RMAA можно скачать на официальном сайте .

Результаты тестов Audio Precision

Sound Blaster X-Fi
XtremeMusic/
Platinum/
Fatal1ty FPS
Remark
Digital Playback Frequency Response Lo –1dB Hi –1dB ≈ 45kHz
N.B. "Digital Playback" refers to the fact that only the quality of the line-out is tested using a digital source file. It is not a test of the digital outputs
Cross-talk L-R: -105 dB
R-L: -105dB
Signal to Noise Ratio (SNR) 109 dB
0.004 %
Line-IN / Line-OUT
Record & Playback
Frequency Response Lo –1dB ≈ ~17 Hz
Hi –1dB ≈ 42 KHz

Output: 2Vrms
Cross-talk L-R: -86 dB
R-L: -86 dB
Signal to Noise Ratio (SNR) 98 dB
Total Harmonic Distortion + Noise (THD+N) 0.004%

Sound Blaster X-Fi Elite Pro Remark
Digital Playback Frequency Response Lo –1dB Hi –1dB ≈ 46kHz PCM: 24-bit/96kHz, 997Hz Output: 2Vrms
N.B. "Digital Playback" refers to the fact that only the quality of the line-out is tested using a digital source file. It is not a test of the digital outputs.
Cross-talk L-R: -112 dB
R-L: -112dB
Signal to Noise Ratio (SNR) 116 dB
Total Harmonic Distortion + Noise (THD+N) 0.0008 %
Line-IN / Line-OUT
Record & Playback
Frequency Response Lo –1dB Hi –1dB ≈ 45 kHz PCM: 24-bit/96kHz, 997 Hz Input: 2Vrms
Output: 2Vrms
Cross-talk L-R: -106 dB
R-L: -106 dB
Signal to Noise Ratio (SNR) 112 dB
Total Harmonic Distortion + Noise (THD+N) 0.001%

Результаты тестов RMAA 5.5

Sound Blaster X-Fi Elite Pro

SB0550 SB0550 SB0550 SB0550
+0.01, -0.07 +0.01, -0.07 +0.01, -0.07 +0.01, -0.07
Noise level, dB (A): -94.8 -95.1 -113.0 -113.3
Dynamic range, dB (A): 94.7 95.1 112.8 112.5
THD, %: 0.0009 0.0009 0.0007 0.0007
IMD + Noise, %: 0.0051 0.0049 0.0010 0.0010
Stereo crosstalk, dB: -95.1 -95.5 -102.7 -102.8

Sound Blaster X-Fi XtremeMusic
Sound Blaster X-Fi Platinum
Sound Blaster X-Fi Fatal1ty FPS

Test SB0460 SB0460 SB0460 SB0460
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.02, -0.08 +0.01, -0.09 +0.01, -0.09 +0.02, -0.17
Noise level, dB (A): -94.1 -94.5 -102.1 -102.2
Dynamic range, dB (A): 94.0 94.3 101.6 102.0
THD, %: 0.0009 0.0009 0.0008 0.0008
IMD + Noise, %: 0.0057 0.0054 0.0026 0.0025
Stereo crosstalk, dB: -97.0 -94.5 -101.5 -98.6

Сравнивая результаты тестов RMAA loopback vs. AP loopback, хочется отметить, что расхождение составляет единицы процентов, что обусловлено различием алгоритмов подсчета. В последней версии 5.5 было соблюдено максимальное соответствие существующим международным стандартам (при этом в RMAA использует более точные вычисления, чем требуется по стандарту). Учитывая килобаксовую стоимость Audio Precision и бесплатность RMAA, можно вполне рекомендовать программу для проверки заявленных производителем паспортных данных. Значение THD+N следует брать из детального отчета RMAA.

Из тестов интерес представляют лишь графики искажений.


THD карты SB0550


IMD (DIN) карты SB0550


IMD (CCIF) от частоты SB0550


IMD (CCIF) от частоты SB0460

Судя по измерениям, проблема с большим количеством искажений - дело прошлого. Режим 44.1 кГц в картах X-Fi ничем не отличается от 48 кГц.

Тест качества аппаратного SRC

Интересно сравнить качество нового аппаратного SRC X-Fi против распространенного real-time SSRC плагина MP3-плеера WinAmp, отличающегося довольно высоким качеством и прилично нагружающего CPU.


IMD (CCIF) vs. frequency


IMD (DIN)

Reference 16/44 - анализ сгенерированного тестом файла исходных данных; показывает максимально достижимое качество для 16-битного формата.
X-Fi HW SRC OFF - отключение аппаратного SRC у X-Fi достигнуто путем установки опорного режима 44,1 кГц и опции Enable Bit-Matched Playback.
X-Fi HW SRC ON - включение аппаратного SRC у X-Fi получено путем проигрывания 44,1 кГц файла при установленном опорном режиме 48 кГц и отключении Enable Bit-Matched Playback.

WinAmp SSRC plug-in - проигрывание файла 44,1 кГц в WinAmp с установленным SSRC плагином, настроенным на пересчет в 48 кГц, при этом - у карты опорный режим 48 кГц и опция Enable Bit-Matched Playback.

Как мы видим, SRC карты превосходит SSRC плагина, а видимые по диаграмме искажения от его включения отсутствуют.

RightMark 3DSound


Диаграмма умышленно построена в масштабе 100%, чтобы показать - разница, даже в несколько раз, при малом количестве буферов несущественна, а включение EAX в режиме 3D обходится практически бесплатно.

OpenAL API опережает DirectSound за счёт более прямого доступа к железу и оптимизации комплектной библиотечки CT_OAL.DLL (Creative OpenAL Driver, 5.12.1.1141) исключительно под X-Fi. Исключение составляет режим 2D. Но, в этом режиме OpenAL вероятнее всего использоваться не будет, да и скорость там непринципиальна. Скорее всего у OpenAL 2D - это 3D с фиксированными координатами. Загрузка одинакова:

Игры

Как уже упоминалось, Creative имел возможность протестировать X-Fi на специальной версии UT2004 с поддержкой 128 голосов. Не могу не привести результаты:

  • Realtek HD Audio: 7.1 Audio, EAX 2.0, 32 Voices
  • Sound Blaster Live!: 5.1 Audio, EAX 2.0, 32 Voices
  • Sound Blaster Audigy: 7.1 Audio. EAX 3.0, 32 & 64 Voices, CMSS-3D
  • Sound Blaster X-Fi: 7.1 Audio, EAX 3.0, 32, 64 &128 Voices, X-Fi CMSS-3D, X-Fi 24-bit Crystalizer

Итак, в UT2004 разница между HDAudio и X-Fi на 32 голосах достигает 17%, при лучшем качестве звука и включенных CMSS-3D и 24-bit Crystalizer. Конфигурация компьютера вполне средняя: P4-3.4, 1 Гб, GeForce 6600.

Из реальных игр, прямая поддержка X-Fi есть пока лишь в Battlefield2 (даже в демо-версии!), реализованная через OpenAL. При наличии карты, в звуковых опциях можно выбрать отдельный пункт Creative X-Fi, EAX и Ultra High настройку звука. В этом случае задействуется набортная память для кэширования семплов и ускорения обсчета звука. Надо сказать, что семплы в этой игре в основном среднего качества, многие 22 кГц, плюс пожаты в OGG с переменным битрейтом 100 кбит/с. Так что при выбранной опции X-Fi и активации EAX звук заслуживает оценку "Очень хорошо", но не "Отлично" из-за отвратительного качества семплов. Намного интереснее слушается звук в Doom3 с патчем 1.3, включающим EAX4.

Мы провели свои измерения в Battlefield2 с помощью хакерского мода. Использовалась система P4 3.4 ГГц, 1 Гб DDR400, ATI X800, настройки графики 800×600, Medium. Режим Creative X-Fi + EAX ON + Ultra High дал 52 FPS, по сравнению с режимом Hardware + EAX OFF + Medium, который показывает 55 FPS. Таким образом, различие в производительности между режимами с максимальными и средними настройками не превышает 5%, за что нужно сказать спасибо быстрому и мощному процессору карты. И это при таких настройках видео, когда производительность ещё не упирается в видеокарту. В игровых же разрешениях можно смело выставлять звук на максимум.

По результатам тестирования реального продукта новому процессору
Creative X-Fi присуждается награда сайт Original Design

Продолжение следует…