Основные циклы исторических песен. Эпические песни Историческая действительность и художественный вымысел в былинах

Различные напластования эпох, как и многовековое «шлифовки» жанра обуславливают значительные трудности классификации исторических песен. Поэтому нетрудно понять причины несовершенства первых классификаций, осуществленные М. Костомаровым, Г. Драгомановым и Ф. Колессою. Да и современную классификацию можно считать точной лишь условно.

В классификации, представленной в работе «Исторические песни малорусского народа с объяснениями Вл. Антоновича и М. Драгоманова» (о которой уже упоминалось в разделе «Думы ») используется хронологический принцип, то есть исторические песни делятся на группы в соответствии со времени возникновения:

1. Песни возраста дружинного и княжеского (14-15 ст.).

2. Поэзия казацкого возраста (16-17 вв.).

3. Песни возраста гайдамацкого (1772-1795).

4. Песни возраста рекрутского и крепостного (до 1848 - в Австрии; 1861 - в России).

5. Песни о воле.

Эти группы в свою очередь делятся на тематические подгруппы. Так, например, поэзия казацкого возраста включала: 1) песни о борьбе с татарами и турками; 2) песни о борьбе с поляками при Хмельницком; 3) песни о гетманщине до 1709 г.; 4) песни о падении казачества; 5) песни казацкие без явных следов определенного времени. Но и при более подробном тематическом разделении эта классификация очень условна, поскольку историческими песнями называются и думы, а также некоторые обрядовые песни (колядки, щедривки, календарь), которые, по мнению автора, относятся к этому жанру, ибо несут отпечаток исторической эпохи. До песен возраста рекрутского и крепостного, как и в казачьих песен без признаков определенного исторического времени, относились соответственно общественно-бытовые лирические песни.

Подобные неточности есть и в следующей классификации, осуществленной Ф. Колессою. Хоть он уже четко разграничил думы и исторические песни как отдельные жанры, однако исторические песни он не отличал от так называемых «политических песен». То есть одну общую группу творят, по мнению Колессы, «исторические и политические песни», среди которых можно выделить такие группы:

1. Песни о довговікову борьбу с татарами и турками (о смерти Байды Вишневецкого 1564; о получении Варны казаками 1605; о осаду Почаевского монастыря турками 1675 г.). Сюда же относятся и все баллады этого периода.

2. Песни о казацко-польские войны. Эту группу Колесса называет малочисленна относительно первой группы и делит на две подгруппы:

А) песни о событиях со времени Хмельниччины (битва под Желтыми Водами 1648 г., под Берестечком в 1651, проклятие Хмельницком за татарский полон 1653, песня о Нечая, Перебийноса);

Б) песни о событиях после Хмельницкого (об Семена Палия, разрушения Сечи, издевательства русских царей над казаками и о событиях

Времена гетманщины - о Бондарівну, Саву Чалого, Зализняка и др.)

3. Третьей является небольшая группа песен, что «не имеют прямой связи с историческими событиями, но проявляют отчетливые признаки казацкой эпохи», ее Колеса обозначает названием «песни о казацкий быт», включает сюда песни об отношениях казака и общины, семьи, милой, отмечая, что «немало казачьих песен имеет эротический подклад, ведь в украинских народных песнях «казак»-воин, амант, герой эротической лирики»199.

4. Отдельную группу составляют песни о карпатских опришков, которые, по выражению автора, «имеют характер локальных новообразований, невигладжених и невиспіваних». Самым распространенным из этой группы есть цикл песен о Довбуша, что имеют балладный характер (смерть любовника, вызванная женщиной-предательницей).

5. Связанные с предыдущей группой тематически песни о барщину, которые Колесса называет «новейшими невольницькими плачем 19 ст.; в которых отражается несправедливость и притеснение сельского люда господствующими слоями».

6. Песни об отмене барщины и связанные с этим последствия события и лица: о Кошута и мадьярское восстания 1848 г.; об оккупации Боснии Австрией; об убийстве цесарева Елизаветы и др. Сюда же он относит «новоскладені гуцульские и бойковские песни о мировую войну», а также «песенные новообразования с общественно-экономическим підкладом» - песни о еміґрацію (например, в Пруссии). Выделив и показав значение исторических и политических песен, Ф. Колесса, как видим, тоже включает в них группы смежных жанров, в том числе общественно-бытовых лирических песен, в которых, в отличие от исторических песен, нет эпического начала.

Четко выделяя исторические песни как произведения лиро-эпического характера, мы відмежовуємо их от других песен частично исторического содержания (в частности общественно-бытовых песен), в которых отсутствует сюжет и другие приметы эпичности, а тем более - от обрядовых.

По современной классификации исторические песни делятся на циклы по хронологическому принципу:

1. Песни времен казачества (15 - И пол. 17 ст.).

2. Песни суток Колиивщины и Гайдаматчины (II пол. 17-18 вв.).

3. Песни крестьянских восстаний И пол. 19 в.

4. Песни национально-освободительных движений И пол. 20 ст.

А в пределах каждого цикла выделяются тематические группы.

Первым и самым древним циклом есть исторические песни времен казачества (15-17 вв.). Достигая корнями княжеской эпохи, они берут начало из песен того периода (Киевской Руси). Некоторые элементы историзма встречаются в так называемых героических колядках, в которых воспевался бой воина-русича с врагом-чужаком (печенігом, турком). «Вероятно, что исторические песни украинского народа - особенно на ранних этапах развития - немало позаимствовали из поэтики, стиля, творческой манеры древнерусских героических колядок. Действительно, при сравнении отдельных образцов этих двух видов творчества во многих моментах оказываются весьма близки художественные аналогии, а то и полные совпадения»202. Примером такой колядки есть песня «Пышный, гордый, славный паничу».

Однако не следует забывать, что колядки - это календарно-обрядовая лирика, которая имела утилитарное назначение и выполнять специфические функции в жизни и быту народа. Поэтому нельзя говорить о историзм этих текстов в таком понимании, как историзм героического поэтического эпоса. Зарождение жанра исторической песни происходило значительно позже, чем обрядовые жанры, кроме того его формирование происходило на совсем другой основе - эстетической, и мало другое назначение - общественно-политическое.

«Историческая песня вырастала на почве всего народнопоетичного опыта масс, свидетельствуя при этом новую, высшую степень их исторического сознания и дальнейшее художественное и общественное развитие трудового народа»203.

Поэтому начало возникновения жанра собственно исторической песни датируют не ранее 15 ст., когда национальное сознание уже была способна вытворить тексты общественно-политического (а не только практического значения. Важнейшим фактором в формировании национального сознания были многочисленные опустошительные набеги на Русь кочевых народов. Именно тогда, мобилизуя все силы на борьбу с врагом, украинский народ начал творить героический эпос (былины, думы, исторические песни).

Поэтому ведущей тематической группой первого цикла есть песни о борьбе против турецко-татарских нападений. Сюда относят:

1) песни, которые отражают дух эпохи ордынских нападений, не указывая места или героев событий, как, например, в песне «За рекой огни горят»:

За рекой огни горят,

А милое в плен взяли.

Там татары плен делят.

А в долине бубны гудят,

Село наше зажгли,

Ибо на заклание людей ведут:

И богатство разграбили.

Круг шее аркан вьется,

Старую мать зарубили,

И по ногам цепь бьется.

В них созданы картины ограбления деревни, грабежа, захвата людей в полон, упоминается распределение ясыря, опустошение края чужаками, провозглашается призыв к борьбе против врагов («Когда турки воевали», «Приуныла Украина » и др.);

2) песни о храбрости рыцарей-защитников и их славную гибель в битве с врагом («Песня о побережців», «Ой поля, вы, поля» и др.). В них могут указываться имена героев («Песня о Михая») или конкретных исторических лиц («Песня про Байду», прототипом которого был князь Дмитрий Вишневецкий, которого замучили в турецкой неволе);

3) песни о военные победы, как например, освобождение от осады Почаевского монастыря («Ой взошла заря»), получение Варны («Кляла царица, вельможная госпожа») и др. Несколько особняком стоит группа песен о сложные семейные коллизии, обусловленные тем, что враги торговали людьми как товаром: брат покупает сестру на рынке, теща становится пленницей зятя («Ходит турчин по рыночков», «В Цареграді на базаре») и др. Но в подавляющем большинстве они являются балладами.

Сохрани - » Классификация исторических песен . Появился готов произведение.

    1. Определение жанра.

    2. Классфикация баллад.

    3. Трагическое в балладах.

    4. Типы трагических героев.

    5. Структура народной баллады и система художественных средств.

    6. Особенности поэтического языка

Определение жанра . Баллада – это стихотворный жанр. Это эпическая (повествовательная) песня, для которой свойственны семейно-бытовая тематика и частые трагические разрешения конфликтов.

Путилов Б.Н. отмечает: «Основное содержание баллад – повествование о драматических индивидуальных судьбах, о семейных коллизиях, обусловленных общественно-бытовыми обстоятельствами… Когда такие повествования вырастают на почве политической истории, возникает историческая баллада.

Нередко высказываются мысли, что баллада – это лиро-эпический жанр. А.В.Кулагина выделяет эпические признаки баллады: объективное и последовательное изображение событий и характеров; наличие объективно-эпических образов; изображение действующих лиц в их поступках, речах и мыслях; господство типизации явлений действительности, а не выражения отношения к ней. Таким образом, русская народная баллада относится к эпическому роду поэзии.

^ Классификация баллад . Общепринятой классификацией народной баллады является классификация по тематическому принципу (хотя при этом известна и классификация по хронологическому принципу: баллады Х1У – ХУ1 вв.; ХУП в. и конца ХУШ – начала ХХ века).

По тематическому принципу можно выделить 4 группы баллад: исторические, любовные, семейные и социальные.

В исторических балладах личность или члены семьи попадают в трагическую ситуацию в особых исторических условиях (нашествие врага, война). Б.Н.Путилов делит сюжеты исторических баллад на 2 цикла: о татарском или турецком полоне («Девушка спасается от татар») и о трагических встречах родных («Муж-солдат в гостях у жены»).

Сюжеты любовных балллад построены на взаимоотношениях молодец- девушка, причем лишь одна баллада «Василий и Софья» повествует о взаимной любви героев, погубленных матерью Василия. Семейные баллады делятся на группы в зависимости от отношений членов семьи: муж – жена, свекровь – невестка, брат – сестра, родители – дети. Самая большая и наиболее популярная группа баллад о трагических конфликтах между мужем и женой. Обычно жена гибнет от руки мужа («Оклеветанная жена»).

В социальных балладах обычно социальный конфликт переплетается с семейным. В них выделяются 4 цикла: 1) о трагических конфликтах как результате социального неравенства («Князь Волконский и Ваня-ключник»), 2) антиклерикальные баллады («Князь и старицы»), 3) баллады о горе и бедности; 4) баллады о разбойничестве и его трагических последствиях («Сестра и разбойники»).



Специфика баллад проявляется не только в их тематике, но и в различных сюжетах и мотивах, их составляющих. Мотивы можно определять как реалистические (воспроизводящие события, которые имели место или могли иметь место в действительности) и фантастические (изображающие сверхъестественные события).

Центральным мотивом баллады обычно является мотив злодеяния (убийство, самоубийство).

^ Трагическое в балладах . Тематика баллад – трагическая участь человека в феодальном обществе, страдающего от набегов врага, социального неравенства, семейного деспотизма. Трагическое в исторических балладах проявляется в раскрытии тяжелой участи народа.

В социальных балладах раскрываются трагические противоречия между теми, кому принадлежит власть, и обездоленными.

Основа трагического в семейных балладах – с одной стороны, д деспотизме родителей, мужа, брата, свекрови, и, с другой, - в бесправии и покорности детей, жены, сестры, невестки.

В группе любовных баллад жертвой обычно становится девушка. Поведение людей в балладах расценивается с позиций идеальной семьи. Трагическое возникает тогда, когда создаются резкие противоречия между строгими моральными принципами и поведением людей.

^ Типы трагических героев . Губитель. Жертва. Страдающий персонаж. В трагическом исходе – поэтическая сущность баллады, и народ сознает это.

В жизни возможны трагические конфликты как между чужими, так и между родными лицами, но больше потрясает, когда участники конфликта – близкие люди. Персонажи баллад, столкнувшиеся в таком конфликте, - как правило, члены семьи.

Воздействие трагического в балладах – сострадание к героям, страх за их судьбу приводит к очищению, к духовному просветлению.

По характеру развития сюжета выделяют три типа баллад:

^ Открытый ход действия – в тех балладах, где его развитие начинается с центрального эпизода-злодеяния («Василий и Софья»). Предсказанный роковой исход. Трагическое узнавание. Подобные сюжеты строятся на неожиданной встрече родных, по приметам или из расспросов узнающих друг друга.

^ Структура народной баллады и система художественных средств. Структура народной баллады и система ее художественных средств подчинены идейной целенаправленности жанра – осуждению зла, насилия, неправды, клеветы, ненависти, несправедливости. Наиболее ярко это осуждение может быть выражено путем противопоставления. Композицию жанра определяют антитетичность сюжета и антитетичная группировка образов. Особенности поэтического языка . В системе поэтических средств баллады основную роль играет эпитет. Постоянные эпитеты часто определяют личные отношения персонажей. Чаще встречаются изобразительные эпитеты, чем выразительные. Выявляются как простые эпитеты (образованные от однокоренных слов), так и двойные реже – тройные (худа бледна красна девица).

Основная литература


  1. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия / Сост. Круглов Ю.Г. –М.,1993.- С.369-378

  2. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия./Сост. Путилов Б.Н. –Л.,1984

  3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,1983.- С.189-199.

  4. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М.,2002. –С.267-277.

Дополнительная литература


  1. Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. Петрозаводск, 1986

  2. Кулагина А.В. Русская народная баллада. – М.,1977

  3. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. –М.,1998.- С.92-139

Термин

БЫЛИНА - фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие прошлого (отсюда другие диалектные названия былин - "старина", "старинушка", подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин "былина" в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807-1863).

Исторические этапы развития былины

Исследователи расходятся во мнении, когда на Руси появились эпические песни. Одни относят их возникновение к 9-11 вв., другие - к 11-13 вв. Несомненно одно - просуществовав столь долго, передававшиеся из уст в уста, былины не дошли до нас в своем первоначальном виде, они претерпели множество изменений, поскольку менялся и государственный строй, и внутри- и внешнеполитическая обстановка, мировоззрение слушателей и исполнителей. Практически невозможно сказать, в каком веке создана та или иная былина, некоторые отражают более ранний, некоторые - более поздний этап развития русского эпоса, а в иных былинах исследователи различают под позднейшими наслоениями весьма древние сюжеты.

В.Я.Пропп полагал, что древнейшими являются сюжеты, связанные со сватовством героя и со змееборством. Для подобных былин характерны элементы, значимые и для волшебной сказки, в частности: утроение сюжетных слагаемых (Илья у распутья наезжает на камень с надписью, предвещающей ту или иную судьбу, и последовательно избирает каждую из трех дорог), запрет и нарушение запрета (Добрыне запрещено купаться в Пучай-реке), а также наличие древних мифологических элементов (Волх, родившийся от отца-змея, обладает даром перевоплощения в животных, Тугарин Змеевич в разных вариантах былины предстает то змеем, то змеем, наделенным антропоморфными чертами, то существом природы то ли человеческой, то ли змеиной; так же и Соловей-разбойник оказывается то ли птицей, то ли человеком, а то и соединяет в себе те и другие черты).

Представители русской "мифологической школы" делили героев былин на "старших" и "младших" богатырей. По их мнению, "старшие" (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси (перевоплощение, магия и пр.). "Младшие" богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) - богатыри более поздней эпохи феодального строя.

Историческая действительность в былинах

Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах не прямолинейно. «Попытки ученых подставить на место былинных ситуаций, конфликтов, персонажей, вещей, ситуации и конфликты, зафиксированные летописью, точно датируемые, найти для богатырей реальных прототипов между деятелями русской и зарубежной истории практически обречены на неудачу и теоретически несостоятельны: принципы летописного, археологического, этнографически точного воспроизведения жизни былине не свойственны» (Б.Н.Путилов). Былина -- это повествование о давно прошедшем подвиге богатыря - русского воина. Главная функция былин -- сформировать представление о мощи и силе русского народа, а не передать какой-нибудь исторический факт. В то же время за многими былинными эпизодами угадываются (и только угадываются!) реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в истории. Примечателен и тот факт, что в былинах с некоторой точностью переданы определенные детали быта, а зачастую верно описана местность, где разворачивается действие. Однако нужно помнить, что народные сказители, воспевавшие подвиги княжеской дружины, в отличие от летописцев, не следовали буквально хронологическому ходу событий, напротив, народная память бережно сохранила лишь самые яркие и примечательные исторические эпизоды, безотносительно к их расположению на временной шкале. Притом сам жанр существовал до середины XX в., а значит происходила компрессия исторических фактов и лиц: за изображаемыми событиями и образами героев к моменту собирания былин в XIX веке уже стоял не один, и не два прототипа, а десятки.

Циклизация былин

Хотя в силу особых исторических условий на Руси так и не оформился цельный эпос, разрозненные эпические песни складываются в циклы либо вокруг какого-либо героя, либо по общности местности, где они бытовали. Классификации былин, которая была бы единодушно принята всеми исследователями, не существует, тем не менее, принято выделять былины киевского, или "владимирова" и новгородского циклов. Помимо них существуют былины, не вписывающиеся ни в какие циклы.

Киевский или "владимиров" цикл. В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев - центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.Пропп полагает, что песни киевского цикла - явление не местное, характерное только для киевской области, напротив - былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин, Илья и Идолище, Ссора Ильи с Владимиром).

Новгородский цикл. Былины резко отличаются от былин "владимирова" цикла, что неудивительно, поскольку Новгород никогда не знал татарского нашествия, а был крупнейшим торговым центром древней Руси. Герои новгородских былин (Садко, Василий Буслаев) также сильно отличаются от других.

Собирание и публикация русских былин

Первая запись русских эпических песен сделана в начале 17 в. англичанином Ричардом Джеймсом. Однако первый значительный труд по собиранию былин, имевший огромное научное значение, был проделан казаком Киршей Даниловым примерно в 40-60 18 в. Собранный им сборник состоял из 70 песен. Впервые записи в неполном виде были опубликованы только в 1804 в Москве, под названием Древние Российские Стихотворения и долгое время являлись единственным собранием русских эпических песен.

Следующий шаг в изучении русских эпических песен сделал П.Н.Рыбников (1831-1885). Он обнаружил, что в Олонецкой губернии былины все еще исполняются, хотя к тому моменту этот фольклорный жанр считался мертвым. Благодаря открытию П.Н.Рыбникова представилась возможность не только глубже изучить былинный эпос, но и познакомиться со способом его исполнения и с самими исполнителями. Итоговый свод былин был опубликован в 1861-1867 под заглавием Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Четыре тома содержали 165 былин (для сравнения упомянем, что в Сборнике Кирши Данилова их было всего 24).

Далее последовали сборники А.Ф.Гильфердинга (1831-1872), П.В.Киреевского (1808-1856), Н.Е.Ончукова (1872-1942) и др., материал для которых собран, по преимуществу, в Сибири, в Среднем и Нижнем Поволжье, на Дону, Тереке и Урале (в Центральных и Южных районах былинный эпос сохранился в весьма незначительных размерах). Последние записи былин сделаны в 20-30 20 в. советскими экспедициями, путешествовавшими по северу России, а с 50-х 20 в. былинный эпос практически перестает существовать в живом исполнении, сохраняясь лишь в книгах.

Исторические песни

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ - группа эпических песен. Это песни, отражающие эпоху, более позднюю, чем былины: события XVI-XVII в.в. - и в более отчетливом, чем в былинах, сохранении исторических имен и событий. Особенно много исторических песен посвящено Иоанну Грозному, Ермаку и взятию Сибири; затем есть исторические песни о Смутном времени, из эпохи церковного раскола XVII века (песни о взятии Соловецкого монастыря), о Петре Великом. По объему своему исторические песни обычно меньше былин; пользуясь в общем былинной поэтикой, историческая песня, однако, более бедна традиционными художественными формулами и приемами: общими местами, ретардацией, повторениями, сравнениями. С постепенной социальной дифференциацией обособляются и более специфические виды исторической песни. Роль казачества, сыгранная им в походах Ермака, событиях Смутного времени и др., выделила из круга исторических песен особую ветвь песен казачьих, в свою очередь перешедших в т. н. песни разбойничьи, ср., напр., песни о Стеньке Разине, Пугачеве. С эпохи Петра, с установлением и дальнейшим ростом солдатчины, выделяется и еще новый вид песни - песни солдатской, развивающейся в свой особый ритмический строй и поэтику. См. песни о смерти Петра I, о турецких походах Екатерининского времени, о французах 12-го года, о событиях 14-го декабря 1825 года и о военных событиях второй половины XIX века, а потом и Первой мировой войны и других войнах ХХ века.

В исторических песнях другие принципы изображения истории, нежели в былине: в историческую песню попадают скандальные, "жареные" события, важные для того момента времени, когда они происходили (например, свадьба царя, его военный поход, военные победы, бунты и пр). Это те события, о которых ходят слухи (в современной ситуации это события, попадающие на страницы желтой прессы, напр., "Комсомольской правды"). Историческую песню складывали по "горячим следам", поэтому в ней можно обнаружить действительную связь с некоторыми историческими обстоятельствами (напр.. Петр I и вправду воевал со шведами), но, как и в случае с былиной, нужно помнить, что задачей фольклора не является достоверное отражение истории. Устное бытование исторических песен неизбежно приводило к "затемнению" изначального сюжета, смешиванию лиц и пр.

Историческая песня как этап развития эпического творчества. Связь исторических песен с былинами. Анализ ранней исторической песни «Авдотья Рязаночка». Принципы художественно-достоверного изображения событий и лиц в исторических песнях. Основные циклы исторических песен. Типы персонажей. Углубление психологической характеристики в поздних исторических песнях. Песни об Иване Грозном. Жанровые разновидности: эпические песни (с развернутым сюжетом, одноэпизодные), лиро-эпические песни. Композиция и стиль.

Исторические песни – это музыкально-поэтические произведения о конкретных фактах истории и жизни государственных деятелей. Исследователь Б.Н. Путилов считает: «Конкретно-исторический характер жанра состоит вовсе не в том, что здесь фиксируются реальные факты, а в том, что песни отражают в форме конкретно-исторических сюжетов реальные политические конфликты, характерные для данного исторического момента и почему-либо важные для народа». В исторических песнях обычно повествуется о крупных и важных для народа и государства событиях, которые изображаются объективно.

Возникновение исторических песен ученые относят к XIII-XIV вв., когда Русь была раздроблена на отдельные княжества, выступавшие против монголо-татарского ига. Д.С. Лихачев предполагает, что они могли появиться на основе песен – «слав», исполнявшихся в честь князей в X-XIII вв. Историческая песня как жанр формировалась, все больше и больше утрачивая черты эпичности и монументализма. Она окончательно сложилась к XVI в., и не было с тех пор, наверное, ни одного заметного события в истории страны, которое не нашло бы отражения в исторических песнях. Различные песни об одном и том же событии или об одном и том же историческом лице составляют циклы. Можно различить множество циклов в составе исторических песен.

Ранние исторические песни посвящены теме борьбы с татаро-монгольским игом, тяжелой судьбе русских людей в этот период. Они еще близки к былинам, хотя уже обладают всеми признаками жанра исторической песни. Сюжет одной из таких песен, «Щелкан Дюдентевич», основан на подлинных событиях, известных из летописей: в 1327 г. восставшие тверичи убили татарского наместника и сборщика дани Чолхана (в летописях – Шевкала), сына Дюдени, особенно выделявшегося жестокостью и наглым произволом. Идея этой песни – необходимость и возможность борьбы с татарами. Некоторые ученые считают, что определенную роль в создании ряда исторических песен играли устные исторические предания, которые могли служить основой подобных сюжетов.

Расцвет жанра исторической песни падает на XVI в., эпоху Ивана Грозного, прогрессивная политика которого по укреплению Русского централизованного государства, борьбе с внешними врагами и реакционным боярством в целом одобрительно воспринималась народом. Исторические песни об Иване Грозном истолковывают его политическую и военную деятельность как идущую на благо народа. И в то же время они верно показывают подозрительность, вспыльчивость и жестокость царя, оправдывая эти его качества тем, что ему приходилось вести борьбу против бояр. Как и в преданиях, в исторических песнях проявляется явное стремление дать положительную оценку политической и государственной деятельности царя. К этому циклу относятся песни о Кострюке, о взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на сына.

Образ царя в этих песнях индивидуализирован. Перед нами не обобщенный образ, каким рисовался, например, в былинах Владимир Красное Солнышко, а конкретный человек со всеми его достоинствами и недостатками, со сложным и противоречивым миром душевных чувств и переживаний. Особенно интересно характер царя представлен в песне о гневе Ивана Грозного на сына. В ней он показан не только как государственный деятель, который заботится о том, чтобы вывести измену в городах, но и как отец, в гневе безрассудно приказавший казнить сына и сам ужаснувшийся своему решению. Сложнейшая гамма чувств царя передается в этой песне с большим психологическим мастерством.

В XVII в. возникает большой цикл самых популярных в народе исторических песен о крестьянском восстании под руководством Степана Разина, которое вспыхнуло на Дону и Волге в 1670-1671 гг. В русском фольклоре, пожалуй, не найдется ни одного героя, вокруг которого сложилось бы такое множество песен, преданий. В исторических песнях рассказывается о его деятельности, заключении в тюрьму и казни, создается образ смелого предводителя восставшего народа.

Разин наделяется необычной силой и смелостью, неуязвимостью в бою, чудесной способностью на расстоянии чувствовать грозящую ему и близким людям опасность, быстро преодолевать громадные расстояния. Песни разинского цикла – это уже в основном не эпические, а лирические произведения. Они небольшие по размеру, по своей поэтике ближе к лирическим разбойничьим и казачьим песням.

К началу XVIII в. относятся песни о деятельности Петра I, в которых отразилось двойственное отношение народа к личности царя. С одной стороны, Петр показан как демократичный царь: он прост в обращении, доступен для простого народа, справедлив, он любит и умеет трудиться, высоко ценит в людях мастерство и достоинство. Одобрение народа, как это показывают исторические песни, вызывала внешняя политика Петра, направленная на то, чтобы сделать Россию мощной державой. Но, с другой стороны, тяжелая пожизненная или многолетняя рекрутчина для значительной части крестьян, введенная при нем, создание флота, строительство городов, каналов и прочие работы, падавшие тяжким бременем на плечи народа и осуществлявшиеся руками крепостных крестьян, а также разрушение вековых традиций вызывали недовольство.

Во второй половине XVIII в. возникает менее многочисленный цикл исторических песен о Емельяне Пугачеве, руководителе Крестьянской войны 1773-1775 гг. Любопытно, что некоторые песни пугачевского цикла напоминают разинские и даже являются их переделками, приспособленными к новым событиям и личности Пугачева. В них нет мотивов чудесного, они более реалистичны и отличаются четкой социальной направленностью.

В XIX в. самым значительным циклом исторических песен являются песни об Отечественной войне 1812 г.: о сражениях, победах, о разорении врагами Русской земли. Эти песни патриотичны. Их любимыми героями являются Михаил Кутузов, главнокомандующий русской армии, и генерал Матвей Платов. Кутузов в этих песнях – мудрый руководитель народной войны, опытный и рассудительный полководец. Образ Платова – «казака» в исторических песнях очень популярный и яркий. Он смел, умеет перехитрить врага: переодевшись во французское платье и обрезав волосы, никем не узнанный Платов проникает во французский лагерь.

Исторические песни рассказывают о прошлом, но повествуют о нем в настоящем времени, так как историческими они являются только по отношению к следующим поколениям. Их нельзя воспринимать как хронику, так как в них вводится вымысел, а в некоторых вообще отсутствует рассказ об исторических лицах и событиях, а говорится о чувствах, вызванных этими событиями. Несмотря на то, что в них нередко используется вымысел, он не носит характера фантастики, и происшествия обычно остаются правдоподобными. Иногда перед сражением люди видят вещие сны или приметы, предсказывающие гибель в бою. Реальные исторические факты порой изображаются не прямо, а иносказательно.

Персонажи исторических песен – не монументальные былинные богатыри, обладающие огромной силой, а известные исторические деятели, конкретные люди, поэтому в исторических песнях большое внимание уделяется их личности, характеру, психологическому состоянию, особенно в песнях, созданных в XVI в. и позже. В них хорошо разработаны художественные приемы для раскрытия внутреннего мира человека. Персонажи по-разному ведут себя в одинаковых условиях, что является одним из способов индивидуализации. Портрет героев дается обобщенно, через характерные, присущие ему черты. В песни позднего периода зачастую вводится пейзаж, подчеркивающий эмоциональный тон событий.

Исторические песни пришли на смену былинам, вобрав в себя многие черты былин и лирических песен. По объему они меньше былин, сюжет в них сводится обычно к одному событию или даже одному эпизоду какого-либо события. Действие протекает быстро, поэтому в них нет развернутых описаний, очень редки трехкратные повторения. Они скупы на гиперболу, хотя не обходятся без преувеличения, в них нет постоянных формул, почти не встречаются устойчивые зачины и концовки.

Произведения этого жанра отличаются от других сочинений известной обобщенностью содержания, развернутой повествовательностью. Так же как и в лирической или героической песне, здесь получают отражение конкретные жизненные события, реальные поступки людей, определенные впечатления и настроения. Однако сама трактовка темы, способ ее разработки в эпических песнях носит уже иной характер.

Эпос — греческое слово, оно означает род поэзии, в которой запечатлены богатырские подвиги, внешние события и явления. Разумеется, применительно к песне этот термин используется условно как отражение элементов эпичности в ряде сочинений советских композиторов.
Конкретное событие в эпической песне обрисовано укрупненно, факт зачастую возвышается до обобщения, символа или легенды. При этом, естественно, такие произведения имеют ярко выраженную сюжетность. Она позволяет не только раскрыть развитие чувства, как это происходит, например, в лирической песне, но добиться также поэтической пластичности, цельности, выразительной повествователыюсти.
Примером лирико-эпической песни может служить песня В. Захарова «В чистом поле под ракитой», которая рассказывает об убитом партизане. Это конкретное событие раскрыто с использованием элементов легенды, со своеобразным отвлечением от реального факта в направлении его поэтизации. В песне воплощены элементы народной символики, что позволяет придать самому изложению эпический характер.
Образ большой одухотворенной силы раскрывает песня Б. Мокроусова «Заветный камень» (1944 г., слова А. Жарова). Повествовательный сюжет этого произведения носит драматический характер. Содержание песни можно переоказать как вполне реальное событие. Герой «Заветного камня» гибнет, защищая Севастополь. Вместе с тем сам этот эпизод достаточно символичен как факт безымянного героизма, отваги и самоотверженности.
Песня «Заветный камень» начинается сурово, в характере баллады.
Холодное море вздымает лавиной Широкое Черное море,
Последний моряк Севастополь покинул
Уходит он, с волнами споря.

Драматизм и высокая патетика этого произведения вместе с тем пронизаны непосредственным эмоциональным чувством. Поэтому смысл песни во многом определяется лирическим завеща-нием героя.
Когда покидал я родимый утес,
Кусочек гранита с собою унес.

«И характер музыки Мокроусова, — отмечает советский музыковед А. Сохор, — определился преимущественно именно этим эпизодом сюжета. В ней есть и повествовательность, и пейзажная изобразительность — признаки баллады. Но господствует лирическая струя». Действительно, лирико-драматическая интонация присуща этому произведению. В таком ключе решались многие военные песни. Это относится, например, к песне Е. Жарковокого «Прощайте, скалистые горы» (слова
М. Букина). Суровая тема, общий сдержанно-героический колорит произведения находят воплощение в валь-сообразной мелодии, которая придает песне оттенок лирического рассказа о военном эпизоде. Однако в песне «Заветный камень» Б. Мокроусова, кроме лирики, весьма ощутимы повествовательность, балладность, что позволяет отнести ее к эпическому жанру.
К произведениям такого содержания (и такой специфической трактовки темы) можно отнести, вероятно, некоторые трудовые песни, в которых подчеркнуто обобщенно-повествовательное, «богатырское» начало. Напомним известную песню А. Островского «Лесорубы». Характерно, что это произведение не сразу получило признание. Поначалу композитор решил, что песня не удалась. Исполнители подчеркивали в ней юмористические детали, ее шутливо-незатейливый гон. Эти элементы содержались в песне, но не они выражали ее внутренний строй.

Вскоре талантливый певец Эдуард Хиль попытался оттенить в песне эпическое содержание. Произведение сразу «заиграло» новыми красками. В нем зазвучали интонации русских трудовых песен с их размахом, удалью и широтой. При такой трактовке -более четко выявились и некоторые изобразительные моменты в музыкальном содержании песни. Обрубленные концовки фраз (срезанные синкопы) стали восприниматься как метафорическое изображение трудового процесса.
Лесорубы,
Ничего нас не берет —
Ни пожары, ни морозы.
Поселился наш обветренный народ
Между елкой и березой. Э-ге-гей!
Привыкли руки к топорам!

В песнях эпического склада нередко отражаются давние революционные события, овеянные дымкой времени. Героическое содержание в этих случаях зачастую облекается в форму сказа, легендарного предания. Например, песня А. Островского «Слышишь, Париж, это я» посвящена 95-летию Парижской коммуны В начале этого произведения звучит группа медных инструментов, поддержанная барабанами. Музыка передает атмосферу эпохи, подчеркивая в то же время интонации романтической баллады.
Примерам своеобразного сплава эпоса и лирики может служить сочинение А. Пахмутовой «Песня-сказ о Мамаевом кургане». Тема войны решена здесь в былинно-героических традициях. Характер мелодики, форма песни, тип изложения — все это близко народной хоровой песенной традиции. Композитор не прибегает к нагнетанию чувств, к подчеркиванию скорби. Здесь на общий эффект работает сам текст, в котором уже запечатлено это настроение. Чрезмерное усиление напряжения разрушило бы впечатление, привело бы, вероятно, к «перебору» эмоций.
По мнению Е. Добрыниной, эпическая русская народная традиция, несомненно, оказывает воздействие на замысел А. Пахмутовой в тех произведениях, где имеется широко развитая партия хора. Здесь можно назвать такие песни, в которых рассказывается о драматически напряженных, а иногда трагически обостренных ситуациях. Это песни «Сидят в обнимку ветераны», «Ильич прощается с Москвой», «Прощание с Братском».

К числу эпических песен-поэм можно отнести, вероятно, многие произведения, написанные в наше время о войне. Трактовка этой темы сегодня существенно отличается от тех песен, которые были рождены на полях военных сражений. Сейчас, когда конкретные события отгремевшей войны ушли в прошлое, авторы песен обращают внимание на такие стороны этой темы, когда фиксируется нечто обобщенное, символическое.
Война воспринимается сегодня уже через призму времени, поэтому конкретные эпизоды войны вбирают в себя особый смысл, поэтизируются. Возьмем, к примеру, песню Я. Френкеля «Журавли » (слова Р. Гамзатова). Конечно, это произведение несет в себе лирическую интонацию. Однако символика в песне весьма напряженная, она складывается где-то уже на грани возможного сравнения. Можно ли предположить, что погибшие герои войны воплотились в журавлей? Образ этот условен, но именно эта условность передает душевную боль за тех, кто не вернулся домой. Такое метафорическое изображение постоянного присутствия памяти о близких, реальности непрекращающегося диалога с ними производит сильное эмоциональное впечатление.
Трагически-романтизированное воспоминание, воплощенное в песне, усиливается музыкальными зовами, своеобразными поэтическими вокализами, которые еще более подчеркивают тему разлуки и душевной близости, тему духовного и постоянного общения с героями войны.
Среди других песен этого жанра можно назвать «Балладу о красном знамени» О. Фельцмана, «За того парня» М. Фрадкина, «Балладу о братстве» И. Шамо, «Песню памяти Виктора Хары» И. Лученка и другие произведения. Баллады-монологи, посвященные войне, отличаются, как правило, значительным внутренним развитием.
Песни-баллады посвящены не только военной теме. Можно назвать, например, две песни А. Петрова из музыки к спектаклю Ленинградского театра имени А. С. Пушкина «Легенда о Тиле Уленшпигеле». В этих песнях отражены исторические события. Но тема борьбы за свободу трактована как эпическая. А. Петров соединяет в ткани произведения современные пружинистые ритмы с архаическими гармоническими последовательностями. Все это помогает глубокому раскрытию темы баллады.
«Баллада о красном всаднике» Я. Дубравина (слова О. Рябоконя) рассказывает о подвиге молодого революционера. Пеоне присуща сюжетность. Однако повествовательность несколько раз прерывается авторским обращением к людям, к слушателям.
Можешь или нет Парню дать ответ,
Много ли ты сделал За свои семнадцать лет?

Такая перекличка прошлого и настоящего, повествовательности и обнаженной лиричности стала в этой песне сквозным композиционным приемом. Упомянем также «Солнечную балладу», «Лунную балладу», «Звездную балладу» С. Пожлакова (слова Л. Лучкина), «Зависть» А. Колкера (слова К. Рыжова), «Следующий.» В. Успенского (слова Л. Палея).
В песнях-балладах часто используются поэтические образы и символы. Назовем в качестве примера произведение И. Шамо «Товарищ Песня» (слова Р. Рождественского). Песня здесь персонифицирована, названа товарищем, т. е. представлена как бы конкретным человеком.
Остался дом за дымкою степною Но скоро я к нему вернусь обратно. Ты только будь, пожалуйста, со мною, Товарищ Правда!
Написанная в маршеобразном ритме, эта песня передает ощущенье героической устремленности вперед, жажды подвига.
Я снова поднимаюсь по тревоге,
И снова бой, такой, что пулям тесно.
Ты только не взорвись на полдороге,
Товарищ Сердце.

В духе эпического обращения к достоинству сильны и благородных рыцарей написана песня Э. Колмановского «Мужчины» (слова В. Солоухина).
Во время военной кручины В полях, в ковылях, на снегу Мужчины, мужчины, мужчины Пути заступали врагу.
Эпические песни многообразны по содержанию. Советские композиторы стараются достойно ответить на духовные запросы советского народа, ярко и правдиво воплощать в своем творчестве его жизнь, его устремленность в будущее. Обращаясь к темам революции, война, героики, композиторы выявили здесь специфические особенности эпической жанровости, придав повествовательности эмоциональность, взволнованность, одушевленность.