Основные принципы правового регулирования в информационной сфере. Фз об информационной безопасности Правовое регулирование в информационной сфере законы рф

Цель урока: обучающиеся научатся использовать ФЗ в сфере информационной безопасности в повседневной жизни Задачи: обучающие научатся понимать и применять термины: информационные ресурсы, информационная безопасность, информационное преступление; осознают необходимость соблюдать этические нормы и правовые основы информационной деятельности.










Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным перемена в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин – «информационное общество» Информационное общество – это компьютеризированное общество, во все сферы жизни и деятельности которого включены компьютер, телематика. Телематика –обработка информации на расстоянии. Информационная революция – это радикальные изменения в информационной области. Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Информационном обществе главным продуктом производства являются информация и знания


В информационном обществе необходимы меры правового регулирования вновь возникших отношениях. Нет ни одной стране гармоничного законодательства решающего все соответствующие проблемы, возникающие в информационной сфере. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. В последнее десятилетие начался и процесс согласования национальных законов. Рассмотрим некоторые законы, действующие в этой сфере в РФ


Каждый кто работает с компьютерной информацией должен отчетливо осознать свою ответственность за сохранение необходимой степени ее конфиденциальности. 1. ФЗ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» принятый в 1996 г. (его основные положения воспроизведены в 2006 г.в Гражданском кодексе РФ) Например: ПО для компьютеров 2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (принятый в 2006 г.) Закон защищает информационные ресурсы (личные и общественные) от искажения, порчи, уничтожения. Например: сайты, различные базы данных


Правовое регулирование Информация сама по себе не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Первоначально информация находится в памяти человека, а затем она отчуждается и переносится на материальные носители: книги, диски, кассеты и прочие накопители, предназначенные для хранения информации.


Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от субъекта-владельца, создающего конкретную информацию, к субъекту-пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации. Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет.


Национальные информационные ресурсы О национальных ресурсах говорят применительно к отдельному государству, в них входят библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническая информация, отраслевая информация, информация государственных структур, информационные ресурсы социальной сферы и пр.


Виды национальных информационных ресурсов библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническая информация, отраслевая информация, информация государственных структур, информационные ресурсы социальной сферы Библиотечная сеть России насчитывает 150 тысяч библиотек Архивный фонд Российской Федерации ежегодно пополняется на 1,6 млн. документов В государственных архивах создано и поддерживается более 400 баз данных


Центры научно-технической информации, включающие специализированные издания, патентные службы и пр. Пример: ВИНИТИ РАН – Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук Отраслевые информационные ресурсы имеются у любой промышленной, социальной и иной сферы общества Информационные ресурсы социальной сферы связаны с образованием, медициной, системой пенсионного обеспечения, службами занятости и пр.


Статья 8 Закона подробно описывает права граждан на доступ к информации, в том числе информации государственных органов и органов местного самоуправления. В статье 16 закрепляются обязанности оператора информационной системы по предотвращению несанкционированного доступа к информации и передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации. Статья 17 говорит об ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации


3. ФЗ «О персональных данных» (2006 г) Цель закона – обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Без письменного согласия субъекта не допускается, в частности, обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, состояния здоровья, интимной жизни, а также биометрических данных. 4. ФЗ «Об электронной подписи» а) ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенных для создания электронной подписи; б) ключ проверки электронной подписи – уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначена для проверки подлинности электронной подписи. Например: Федеральный сайт закупок /zakupki.gov.ru/


Медицинские записи, составляющие предмет врачебной тайны, могут интересовать работодателей и служить причиной необоснованных отказов при приеме на работу. Так, например, концентрация большого количества информации о людях в базах данных порождает потенциальную опасность несанкционированного доступа к ней и использования ее неподобающим образом. Например, информация о доходах людей с высоким достатком всегда является объектом внимания криминальных элементов.


Техническую информацию из компьютеров фирм и предприятий стремятся любой ценой заполучить конкуренты. Электронные адреса, собранные законным способом (например, при заказе товаров по Интернету), могут попасть в руки нечистоплотных бизнесменов и использоваться для массовой рассылки раздражающей рекламы.


Право на выдачу таких ключей имеют только специально уполномоченные государством органы. Нарушение закона в сфере информации предусматривает как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность, В 1996 г. В Уголовный кодекс был в первые внесен раздел «Преступление в сфере компьютерной информации». Он определил наказание за некоторые виды преступления, ставших, к сожалению, распространенными. За неправомерный доступ к компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование, копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ, предусматривается наказание в виде штрафа в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере до восьмисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до пяти лет.


За создание вредоносных программ для ЭВМ получить лишение свободы на срок до 3 лет, а при наличии тяжких последствий –до 7 лет. За нарушение правил эксплуатации ЭВМ или компьютерной сети лицом, имеющим соответствующий доступ, повлекший уничтожение, блокирование охраняемой законом информации, если его деяние причинило существенный вред, можно быть наказанным запретом занимать определенные должности на срок до пяти лет или, при наличии тяжких последствий, лишением свободы на срок до четырех лет. Взлом паролей, кража номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов, распространение противоправной информации (клевета, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет- все это преступная деятельность, наказание за которую может быть гораздо более жестким, чем перечисленные выше.


Отметим, что правовое регулирование в информационной сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные проступки прописаны, а то, которое руководствуется в первую очередь соображениями этического порядка. Значит, государство не злоупотребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство, в любом его проявлении, низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества мы должны стремиться.


Вопросы 1. На какой закон вы сошлетесь, если вам будет нанесен ущерб путем использования информации, касающейся вашей частной жизни?(ФЗ «О персональных данных») 2. Какие действия УК классифицирует как преступления в компьютерной информационной сфере? Домашнее задание § 23 стр

Базовыми актами информационного законодательства Российской Федерации являются Законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О безопасности», «О средствах массовой информации». В них законодательно закрепляется право граждан, организаций и государства на информацию, устанавливаются их основные права и обязанности, правовой режим обработки и использования информации, порядок обеспечения информационной безопасности и гарантии реализации прав и ответственности субъектов информационных отношений.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принят 27 июля 2006 г. Основная цель закона состоит в совершенствовании правовой основы отношений в области формирования и использования информационных ресурсов, в области информатизации с учетом возрастающей роли информации в обновлении производственного, научного, организационного и управленческого потенциалов страны, в решении вопроса о включении России в мировое сообщество. Сфера действия Закона охватывает отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации (ст. 1).

Согласно закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 3), правовое регулирование отношений в данной сфере основывается на следующих принципах:

свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем;

достоверность информации и своевременность ее предоставления;

неприкасаемость частной жизни;

недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.



Законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 5) вся информация в зависимости от порядка ее предоставления и распространения подразделяется на следующие группы:

информация, свободно распространяемая;

информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно Закону, обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (ст. 6). Обладатель информации обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Закон определяет порядок государственного регулирования в сфере применения информационных технологий (ст. 12), использования информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 15) и защиты информации (ст.16), а также ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 17).

Со дня вступления в силу данного Федерального закона признаны утратившими силу Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» и ряд других законодательных актов (ст. 18).

Закон РФ «О безопасности» принят 5 марта 1992 г. (с изменениями от 25 декабря 1992 г.). Закон является базовым в области защиты жизненно важных интересов государства. Он юридически закрепляет понятия информационной безопасности, ее объектов и субъектов, определяет систему безопасности и ее функции.

В ст. 13 Закона «О безопасности» указывается, что Совет безопасности РФ, являющийся конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в соответствующей области, осуществляет свою деятельность в сфере государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности. В Законе имеется положение о том, что в функции Совета, в частности, входит рассмотрение вопросов информационной безопасности, обеспечения стабильности и правопорядка. Таким образом, Совет безопасности является ответственным за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Национальное законодательство, призванное регулировать отношения в сфере информатизации и обеспечения информационной безопасности, включает в себя ряд других действующих законодательных актов. Перечислим и кратко охарактеризуем наиболее важные из них.

Закон РФ «О средствах массовой информации» принят 27 декабря 1991 г. (в редакции от 2 марта 1998 г.). В ст. 1 закона записано, что свобода массовой информации в РФ не подлежит ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации. Не подлежат также ограничениям поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

В законе прямо указывается, что цензура массовой информации, а также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи или функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается. В ст. 4 Закона говорится о недопустимости злоупотребления средствами массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний:

разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства;

разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганды войны;

распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

В этой же статье запрещается использование в теле-, видео– и кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Определенное отношение к сфере информационной безопасности имеет Федеральный закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в РФ», принятый 1 декабря 1995 г. Этот закон регулирует порядок государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания, приватизации предприятий, обеспечивающих их функционирование, и направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и объективной информации.

Закон РФ «О государственной тайне», принятый 21 июля 1993 г., регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности России. Положения закона отражают практическую деятельность по защите сведений, составляющих государственную тайну. Законом сохранена преемственность по вопросам защиты большинства сведений нормативного характера, позволяющая в определенной степени сохранить существующие подходы к защите информации на всех стадиях ее существования. В основу концепции Закона «О государственной тайне» положена идея переориентации существующей системы защиты информации на достижение баланса интересов человека, общества и государства, ее адаптации к происходящим изменениям в системе управления в экономической, политической, военной и других сферах жизни общества, создания механизмов реализации правоотношений, способных развиваться в новых условиях.

Закон РФ «О связи» принят 20 января 1995 г. Сфера действия этого закона распространяется на отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной власти, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользователи связи. Закон устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией РФ (федеральная связь), определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Отдельная глава Закона посвящена регулированию отношений в области управления связью, регулированию использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи, управлению сетями связи при чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения. Законом определено, что к федеральной связи относятся все сети и сооружения электрической и почтовой связи на территории РФ (за исключением внутрипроизводственных и технологических сетей связи).

Закон «О федеральных органах правительственной связи и информации» принят 19 февраля 1993 г. Законом, в частности, определяются обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов, их использования и защиты. В ст. 3 Закона указывается, что государственная политика в этой сфере направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения стратегических и оперативных задач развития России.

В Законе сформулированы основные направления государственной политики в сфере информатизации и информационной безопасности, к которым относятся:

обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

формирование и защита государственных информационных ресурсов;

создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Закон «Об органах федеральной службы безопасности РФ», принятый 10 апреля 1995 г., и Закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. в части, касающейся добывания, обработки разведывательной информации и защиты государственной тайны, имеют много общего.

Для достижения целей разведывательной деятельности и получения специальной информации органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) и органы внешней разведки используют методы и средства в соответствии с федеральными законами. В ст. 20 Закона «Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации» указано, что хранение в информационных системах сведений о физических и юридических лицах не является основанием для принятия мер, ограничивающих права названных лиц. Законом «О внешней разведке» регламентируется деятельность подразделений и частей радиоразведки Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ), которые обеспечивают и ведут разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.

В федеральных законах «О государственной охране» и «О Федеральной фельдъегерской связи» определены права и обязанности соответствующих служб в сфере сбора, получения, охраны, защиты и доставки информации.

Юридическое закрепление информационных отношений, возникающих в сфере деятельности органов внутренних дел, регулируются Законом «О милиции» и Федеральным законом «Об оперативно-разыскной деятельности».

Российской милиции в соответствии с Законом РСФСР «О милиции», принятым 18 апреля 1991 г., предоставлен широкий спектр полномочий в информационной сфере. Так, она обязана «принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административньгх правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности» (ст. 10, п. 3).

В соответствии со ст. 11 Закона о милиции предоставлено право «получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии к ним» (п. 4), а также «производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино– и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступлений или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении умышленных преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности…» (п. 15).

Органы внутренних дел России выполняют функции формирования и ведения общегосударственных справочно-информацион-ных фондов (разд. 1.1). Эти функции возложены на информационные центры и экспертно-криминалистические подразделения во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, а также с организациями и службами других правоохранительных органов, в том числе зарубежных.

Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» принят 12 августа 1995 г. В соответствии с Законом оперативные подразделения органов внутренних дел получили широкие возможности по сбору информации «о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ» (ст. 2). В ст. 6 Закона приведен перечень оперативно-разыскных мероприятий, в ходе проведения которых для получения необходимых сведений «используются информационные системы, видео– и аудиозаписи, кино– и фотосъемки, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде».

Федеральный закон «Об оперативно-разыскной деятельности» допускает ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативно-разыскных мероприятий только с разрешения суда на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа – субъекта оперативно-разыскной деятельности.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» вступил в силу 3 августа 1993 г. (в настоящее время Закон действует в редакции 2004 г.). Предметом регулирования Закона, в частности, являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы (включая программы для ЭВМ), которые являются результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Источниками регулирования являются не только законы РФ и принимаемые на их основе законодательные акты субъектов РФ, но и международные договоры, в которых участвует Россия. Если международным договором, в котором участвует РФ, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора. К основным понятиям Закона относятся, в числе прочих, понятия программы для ЭВМ и базы данных, записи программы в память ЭВМ, а также понятие контрафактных экземпляров произведений. Законом определено, что программы для ЭВМ являются объектами авторского права, нарушение которого влечет гражданскую, уголовную и административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон «Об основах государственной службы» принят 31 июля 1995 г. В Законе определены права, обязанности и ограничения, накладываемые на государственных служащих, в том числе и в области информационного обмена. Так, ст. 11 Закона запрещает государственным служащим использовать в неслужебных целях средства информационного обеспечения и служебную информацию.

В Гражданском кодексе РФ (ч. 1 и ч. 2) информация рассматривается как объект гражданского права наряду с интеллектуальной собственностью и имуществом (ст. 128). В Кодексе также определяется информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. В ст. 139 определен состав особых формальностей, которые позволяют применять какие-либо санкции в случае нарушения конфиденциальности информации.

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ прямо или косвенно касаются таких важных тем информатизации, как право на информацию, гарантии, ограничения и создание условий для информационной безопасности, разграничение сфер ведения на важнейшие составные элементы информатизации: информацию и связь.

Уголовный кодекс РФ принят 24 мая 1996 г. и введен в действие 1 января 1997 г. Новый Уголовный кодекс (с последующими изменениями и дополнениями) закрепляет принципиально новые для отечественного законодательства подходы к некоторым проблемам уголовного права. Отдельные нормы в российской правоприменительной практике используются впервые. В частности, гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» определяет общественно опасные и преступные деяния в сфере компьютерной информации.

К разряду преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, носящих информационный характер, в Уголовном кодексе отнесены следующие преступления:

нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (ст. 138, ч. 1);

незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (с. 138, ч. 3);

предоставление гражданину должностным лицом неполной или заведомо ложной информации, если этим причинен вред правам и законным интересам граждан (ст. 140, ч. 3);

незаконное использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, разглашение их сущности без согласия автора или заявителя до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству (ст. 147, ч. 2);

собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а также иным незаконным способом (ст. 183, ч. 1);

незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца (ст. 183, ч. 2);

незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг в сфере вооружения и военной техники (ст. 189, ч. 2).

Законодательное регулирование прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии нашло отражение в Федеральном законе «О радиационной безопасности населения», принятом 9 января 1996 г. В соответствии со ст. 23 Закона граждане и общественные организации получили право на объективную информацию о радиационной обстановке и принимаемых мерах безопасности от тех организаций, которые осуществляют деятельность с применением источников ионизирующего излучения. Кроме того, согласно ст. 6 Закона, субъекты РФ уполномочены информировать граждан о радиационной обстановке на соответствующей территории.

Основные принципы правового регулирования, имеющие межотраслевой характер, закреплены в Конституции Российской Федерации. Это такие принципы как: верховенства Конституции РФ, законности, приоритета прав и свобод, федерализма и др.

Отраслевые принципы получили свое закрепление в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В нем закреплены основные принципы правого регулирования информационных отношений, под которыми понимаются основополагающие начала правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. К числу принципов относятся принципы: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, установления ограничений доступа к информации только федеральными законами, открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, равноправия языков народов Российской Федерации, обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, достоверности информации, неприкосновенности частной жизни, недопустимости установления преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.

Рассмотрим значение данных принципов.

Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом является законодательным закреплением конституционных и международноправовых гарантий прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере закрепленных в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации;

Принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами тоже вытекает из требований, установленных в части 3 статьи 55 Конституции РФ;

Принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами, является развитием положений части 2 статьи 24 Конституции РФ, устанавливающих обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Принцип равноправия языков народов Российской Федерации является развитием установленного в части 2 статьи 26 Конституции права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества равноправия языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации. Он означает правомерность создания информационных систем, использующих язык одного из народов, проживающих на территории Российской Федерации с учетом требований Конституции и Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

Принцип обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации отвечает требованиям «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» от 9 сентября 2000 года № ПР-1895;

Принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления также основывается на положениях «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».

Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия тоже является развитием конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, закрепленных в части 1 статьи 23 Конституции РФ,

Принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами, направлен на защиту конкуренции в сфере использования и развития информационных технологий.

Законодательно установленные принципы являются основными, базовыми для правового регулирования отношений в информационной сфере. Наряду с ними в отдельных сферах информационных отношений действуют специальные принципы правового регулирования, которые устанавливаются законами, регулирующими данную сферу общественных отношений. Так, в соответствии со статьей 3 Закона об информации, информатизации и защите информации к таким принципам относятся:

  • свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  • установления ограничений доступа к информации только федеральным законом;
  • открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации;
  • равноправия языков народов России при создании информационных систем и их эксплуатации;
  • обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  • достоверности информации и своевременности ее предоставления;
  • неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • недопустимости установления нормативными актами правовыми актами каких-либо преимуществ одних информационных технологий перед другими.

На основе системного анализа норм права В.А. Копыловым сформулированы основные принципы информационного права, регулирующего информационные отношения .

  • 1. Принцип свободного производства и распространения информации и принцип свободного доступа, гарантирующие информационную свободу человека. Принцип свободы доступа к информации должен обеспечивать невозможность введения цензуры в каких-либо ее проявлениях, например, фильтрации информационного обмена и запрещения доступа к информации определенных категорий.
  • 2. Принцип запрещения производства и распространения вредной и опасной информации должен обеспечивать защиту общества, и в особенности несовершеннолетних, от определенной информации, которая может привести к нарушению прав и свобод человека, дестабилизировать общество. Как правило, данный принцип рассматривается в отношении распространения информации, разжигающей международную рознь или содержащей в себе антигосударственные призывы, однако представляется целесообразным применение данного принципа и в отношении информации иного рода. Этот принцип может быть реализован, например, в ограничении доступа к произведениям, имеющим эротический или порнографический характер для защиты прав несовершеннолетних, или для предотвращения распространения информации о преодолении технических мер защиты объектов авторских и смежных прав.
  • 3. Принцип законности и принцип ответственности определяют необходимость четкого закрепления информационно-правовых предписаний в законах и подзаконных актах, их непротиворечие Конституции Российской Федерации, а также неотвратимость наказания за их нарушение.
  • 4. Принцип оборотоспособности информации, основанный на свойстве отделяемости информации от ее создателя требует объективного выражения информации в какой-либо вещественной форме.
  • 5. Принцип распространяемости информации определяет важнейшее ее свойство быть многократно скопированной без изменения ее содержания. Технически произведение как информационный объект может быть скопировано неограниченным числом лиц, однако при этом объем прав на использование данного произведения не переходит вслед за каждым фактом копирования произведения, а остается закрепленным за определенными лицами, что выражается через принцип «отчуждения» информации на основании закона или договора.
  • 6. Принцип организационной формы и принцип экземплярно- сти информации определяют, что информация всегда организуется на материальном носителе в определенной форме (аудиофайл, текст, изображение) и распространяется по экземплярам, что обеспечивает принципиальную возможность учета распространения информации.

Информационная безопасность — эта область науки, которая изучает защиту данных конкретного (государственного или коммерческого) предприятия. Специалисты (аудиторы) проверяют информационные каналы для обеспечения защиты секретных данных.

Все каналы засекреченных данных проверяются на достаточный уровень защиты. Если специалист обнаружит изъян в файловой системе, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство предприятия.

Основные законы, которые относятся к области информационной безопасности:

  • . регулирует отношения между органами государственной власти во время поиска важных сведений и обеспечивает информационную безопасность персональных данных;
  • . ФЗ регулирует отношения между органами исполнительной власти и определяет методы лицензирования отдельных видов деятельности;
  • . ФЗ перечисляет области деятельности, в которых используется электронная цифровая подпись в целях обеспечения информационной безопасности. Например: покупка товаров, оказание услуг и т.д.;
  • . регулирует отношения, которые возникают при производстве различных товаров. Описание технических товаров должно соответствовать их реальным характеристикам согласно положениям об информационной безопасности.

Так же есть Федеральный закон о безопасности 390. Подробности