Открытый урок создание и форматирование таблиц. Учительские университеты. VIII. Рефлексия “Мишень”

Дедюхина Марина Андреевна, КГАПОУ «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»

Министерство образования и науки Красноярского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Ачинский профессионально-педагогический колледж»

Дедюхина М.А.
e-mail:
Почтовый адрес: 662150, Красноярский край, г. Ачинск, ул. Трудовых резервов, д. 5

СОЗДАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТАБЛИЦ В ТЕКСТОВОМ ДОКУМЕНТЕ
Методическая разработка открытого урока по дисциплине
«Информатика и ИКТ»

г. Ачинск, 2013
Методическая разработка содержит план урока по предмету Информатика и ИКТ для практической работы по теме «Создание и форматирование таблиц в текстовом документе». По тематическому плану на данную тему отводится 2 часа. Подробно рассматриваются все этапы урока. Приведены примеры раздаточного материала. Приложена интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», созданная в MS PowerPoint с помощью макросов (оформление взято с сайта http://videouroki.net). Создан тест на повторение ранее изученных тем, который запускается в стандартном браузере Internet Explorer. Урок проводится в форме дидактической игры с элементами соревнования.
Цель методической разработки: создание методического обеспечения урока для преподавателей дисциплины «Информатика и ИКТ», обучающихся студентов третьего курса специальности «Профессиональное обучение», специализация: «Механизация сельского хозяйства».
Элементы данного урока могут быть использованы для проведения уроков по аналогичной теме в группах специальностей: «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных строительных, дорожных машин и оборудования» и «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» при изучении MS Word.
Методические приёмы, описанные в данной разработке, могут быть использованы преподавателями специальных и технических дисциплин.
Ключевые понятия: таблица, MS Office Word, архитектура ПК, система счисления.

Введение
4

План урока № 25-26
6

Структура урока
7

Описание урока:
7

Организационный момент
7

Актуализация знаний
7

Практическая работа
10

Оценивание результатов деятельности
10

Подведение итогов
10

Рефлексия
10

Заключение
11

Список литературы
12

Приложения
13

Введение

Деятельность групп, коллективов и организаций сейчас все больше начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-либо действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, осмыслить и проанализировать ее. Поиск рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине ХХ в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая возможности воспринять ее в полной мере. В ежедневно появляющемся потоке информации ориентироваться становилось все труднее.
Упорядочить постоянно обновляющуюся информацию и помогают компьютерные технологии (в т.ч. Microsoft Office Word).
В современной России, пожалуй, не осталось предприятий, не перешедших к автоматизированным базам данных. Именно поэтому обязательным условием принятия на работу является наличие опыта в ведении структурированных баз данных. Поэтому знания в этой области необходимы всем.
Их формирование требует использование в образовательном процессе современных педагогических технологий, таких как: информационно-коммуникационные, контекстное обучение, проектное обучение, модульное, кейс-технологии и др..
Наряду с новыми образовательными методиками новый подход в обучении определяет и серьёзные требования к соответствию предметного содержания новым стандартам и новым промышленным технологиям.
Именно компетентностный подход определяет инновационный процесс в образовании; соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и связан с переходом на систему компетентностей в конструировании содержания образования (новое поколение стандартов). Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Преподаватель в своей работе придерживается основных принципов личностно-ориентированного подхода в обучении: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки.
Для реализации этих принципов преподаватель использует следующие методы и приёмы закрепления изучаемого материала: инструктивно-репродуктивный, самостоятельная работа с пояснениями, частично-поисковый, рефлексия.
Используются различные формы работы: индивидуальные, парные и групповые. На уроках студенты не только получают необходимые знания, но и учатся работать в коллективе. Осуществляются межпредметные связи с дисциплинами специального курса, с учебными и производственными практиками, школьным курсом истории и английского языка.
На примере приведённого урока в данной разработке прослеживаются методы и приёмы, соответствующие новым образовательным технологиям.

План урока

Дисциплина «Информатика и ИКТ»
Преподаватель Дедюхина М.А.
Специальность: 110809 «Профессиональное обучение», специализация «Механизация сельского хозяйства».

Тема: Создание и форматирование таблиц в текстовом документе

Цели:
обобщить и систематизировать знания обучающихся по пройденным темам;
научиться работать с таблицами в MS Word;
обеспечить условия для организации собственной деятельности обучающихся, оценки их эффективности и качества;
способствовать организации работы в коллективе и команде;
создать условия для мотивации деятельности обучающихся, организации и контроля их работы с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Вид урока: урок-игра
Выбор данного вида урока обусловлен современными требованиями к его проведению, где одним из обязательных условий является использование ИКТ, а также умения работать в коллективе.
Тип урока: Урок применения знаний и умений
Выбор типа урока определен, исходя из поставленных целей и уже имеющихся базовых знаний.
Междисциплинарные связи: школьный курс предметов «История» и «Английский язык»
Перечень литературы: Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] / Е.В. Михеева. М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.; Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
Интернет-ресурсы: http://videouroki.net; http://jgk.ucoz.ru/dir
Перечень используемых наглядных пособий: презентация
Технические средства: мультимедийная установка
Раздаточный материал: условия начисления баллов (Приложение №1), бланки для записи капитана и участников команды (Приложение №2), бланки для заполнения ответов (Приложение №3), рефлексия (Приложение №4), таблицы для выполнения практической работы (Приложение №5)
Программное обеспечение: Microsoft Office Word 2010, Клавиатурный тренажер Stamina, браузер Internet Explorer.
Структура урока
(занятие 1 ч. 30 мин.: два урока по 45 мин., с переменой 5 мин.)
Организационный момент (5 мин.)
Актуализация знаний (40 мин.):
1) I тур. Игра "Что? Где? когда?"; (23 мин.)


Практическая работа (30 мин.):

а) Таблица 1 (5 мин.)
б) Таблица 2 (10 мин.)
в) Таблица 3 (15 мин.)
Оценивание результатов деятельности (5 мин.):
Подведение итогов (5 мин.)
Рефлексия (5 мин.)
Описание урока
Организационный момент (объявление целей и темы занятия, разделение на 2 команды, выбор капитана команды, запись участников команд в бланки, 5 мин.)
Актуализация знаний (обобщение и систематизирование знания обучающихся по пройденным темам, 40 мин.):
I тур. Игра "Что? Где? когда?"; (23 мин.)
(задаются вопросы студентам, опираясь на имеющиеся знания)
Преподаватель:
- Начинаем 1 тур. Игра "Что? Где? Когда?".
Правила игры: Дано 11 вопросов. Играет тот вопрос, на который остановилась стрелка волчка. На обсуждение вопроса отводится ровно одна минута. Ответ принимается на листочках. Игра длится до последнего вопроса.
По окончании игры подводится итог. Подсчитываются баллы.
1 вопрос. Город в Англии, ружьё калибра 30 х30 и элемент ПК. Про что идет речь? (Винчестер)
2 вопрос. Расшифруйте информацию, которая содержится в стихотворении: Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила – Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и жёлтый лист держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ. (Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс и носила по 4 книги, ушей, рук и глаз у девочки было по 2)
3 вопрос. Один шестиклассник о себе написал так: “Пальцев у меня 32 , на каждой руке по 5, а на ногах – 14”. Может ли такое быть? Обоснуйте ответ. (Может, если система счисления – шестеричная)
4 вопрос. Супер-блиц! В супер-блиц начисляется 5 баллов только в том случае, если все три ответа верны, иначе 0 баллов. Для игры в супер-блиц в каждой команде выбирается капитаном по одному человеку, который должен ответить на вопросы. В это время команда должна придумать противникам вопрос. (вопрос задается в конце 1 тура. За сформулированный вопрос - 1 балл, за правильный ответ на вопрос противника - 1 балл).
а. Нота и язык программирования.б. Свойство мозга и составная часть устройства ЭВМ.в. Животное и устройство ЭВМ.
(Си, Память, Мышь)
5 вопрос. Впервые ОН был использован в качестве разделителя еще в 1972 году. Как его с тех пор только не называли! И «улитка», и «хвостик», и даже «лягушка». Сегодня это «друг человека». Напишите ЕГО. (@, «Собака»)
6 вопрос. Данная птица - фирменный знак одной из операционных систем. (Пингвин, Linux)
7 вопрос. С помощью этого коня ахейцы одержали победу над царем Приамом. Сегодня так называют один из самых известных компьютерных вирусов. О каком вирусе идет речь? (Троян)
8 вопрос. Русский царь Петр I «прорубил» это в Европу; это бывает на экране при работе компьютера и является основой в названии современной операционной системы для персональных компьютеров. Что это? (Окно)
9 вопрос. Что в чёрном ящике? (Корзина)
10 вопрос. Они считают, что программный код должен быть свободным и принадлежать всем. Традиция родилась в 70-е гг. прошлого столетия, когда пользователей конечного программного продукта практически не было. Хорошим кодом должны были воспользоваться все, программы не должны были снабжаться защитой от копирования. Главное – создавать и распространять знания, а не держать их в секрете. Легко могут взломать компьютерные программы. О ком идет речь? (О хакерах)
11 вопрос. Его лаборатория - самый известный в России производитель систем защиты от вирусов, спама и хакерских атак. Программное ядро используют в своих продуктах многие другие разработчики: Nokia ICG (США), F-Secure (Финляндия), Aladdin (Израиль), Sybari (США), Deerfield (США), Alt-N (США), Microworld (Индия), BorderWare (Канада) и др. Руководитель лаборатории? (Евгений Касперский)

2) II тур. Командное решение теста; (15 мин.)
(на 2 компьютерах запускаются тесты с 15 вопросами опираясь на имеющиеся знания)
Преподаватель:
- Переходим ко второму туру. Совместное прохождение команды проверочного компьютерного теста из 15 вопросов. По окончании теста подводится итог. Подсчитываются баллы. За каждый правильный ответ на вопрос теста начисляется 1 балл команде.
- Предоставляется слово нашему эксперту по подсчетам баллов. Узнаем же какая из команд у нас лидирует.
3) III тур. Занятие на клавиатурном тренажере. (2 мин.)
(на 2 компьютерах запускаются клавиатурные тренажеры)
Преподаватель:
- Переходим к третьему туру. Приглашаются за компьютеры капитаны команд. Вам дается одна минута на набор текста. Ваша задача успеть набрать наибольшее количество символов. По окончании работы подводится итог. Подсчитываются баллы. Начисляется 3 балла той команде, участник которого набрал наибольшее количество символов. В случае одинакового количества набора символов, победитель тот, у кого меньший процент ошибок и выше скорость набора. Параллельно этому командам дается шанс на составление вопросов. За каждый составленный вопрос - 1 балл. За каждый верный ответ на вопрос противника - 1 балл.
(по окончании времени проверка кто из капитанов набрал наибольшее количество символов. Команды задают друг другу вопросы)
- Предоставляется слово нашему эксперту по подсчетам баллов. Узнаем же какая из команд у нас лидирует.
Практическая работа (отрабатывается навык работы с таблицами в MS Office Word, 30 мин.)
1) IV тур. Практические работы в парах.
а) Таблица 1 (5 мин.)
б) Таблица 2 (10 мин.)
в) Таблица 3 (15 мин.)
Преподаватель:
- Переходим к заключительному туру. Вам даны три практических работы. За каждую выполненную работу начисляется 5 баллов. Важное условие: практическая работа должна быть выполнена всеми парами участников команды, иначе 0 баллов.
(по окончании времени проверка выполнения работы)
- Предоставляется слово нашему эксперту по подсчетам баллов.
Оценивание результатов деятельности (5 мин.).
Преподаватель:
- И так, вот мы и вышли к финишной прямой. Узнаем же результаты нашей деятельности. Предоставляется слово нашему эксперту по подсчетам баллов.
(Объявляется общее количество набранных баллов каждой командой. Выигрывает та команда, которая по окончании занятий наберет наибольшее количество баллов. За победу участники получают отметку "отлично", в качестве поощрения остальным участникам выставляется отметка "хорошо")
V. Подведение итогов урока. (5 мин.):
Преподаватель:
- На этом уроке вы обобщили свои знания по изученным ранее темам. Столкнулись на практике с табличной работой в MS Office Word.
VI. Рефлексия (Раздаются карточки с вопросами, на которые отвечает каждый студент, 5 мин.).
Преподаватель:
- напоследок хочется узнать ваше мнение по поводу сегодняшнего занятия. На листочках ответьте, пожалуйста, на вопросы. Спасибо за урок, всего хорошего!
Заключение
Данная методическая разработка открытого урока явилась результатом обобщения опыта педагогической деятельности преподавателя.
В данной разработке на примере одного урока показаны методы и приёмы развития профессиональных качеств студентов, таких как: самостоятельность, творческое мышление, ответственность, аккуратность, умение работать в коллективе, информационная культура.
Автор делится своим опытом и желает коллегам творческих удач.

Список литературы
Word. Excel. Интернет. Электронная почта: официальный учебный курс для получения Европейского сертификата [Текст]. – М.: Триумф, 2008 г.
Жукова, Е.Л., Бурда, Е.Г. Информатика [Текст] / Е.Л., Жукова, Е.Г., Бурда. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», Академцентр, 2009 г.
Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г., Захарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] / Е. В., Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности / Е. В., Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
Немцова, Т. И., Назарова, Ю. В., Практикум по информатике [Текст] / Т.И., Немцова, Ю.В., Назарова. – М.: ИД «Форум», 2008 г.
Сергеева, И.И., Музалевская, А.А., Тарасова, Н. В. Информатика [Текст] / И.И., Сергеева, А.А., Музалевская, Н.В., Тарасова. – М.: ИД «Форум», 2008 г.
Интернет-ресурсы
Каталог сайтов - Мир информатики http://jgk.ucoz.ru/dir/.
http://videouroki.net

Приложение 1
Условия зачисления баллов
1 тур. Игра "Что? Где? Когда?"
№ вопроса
Кол-во баллов
№ вопроса
Кол-во баллов

1 вопрос
1
7 вопрос
1

2 вопрос
1
8 вопрос
1

3 вопрос
1
9 вопрос
1

4* супер-блиц
5
10 вопрос
1

5 вопрос
1
11 вопрос
1

6 вопрос
1
12 вопрос
1

4*. В супер-блиц начисляется 5 баллов только в том случае, если все три ответа верны, иначе 0 баллов.
Темы для составления вопроса командой:
1. Роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности.
2. Области применения персональных компьютеров.
3. Программный принцип управления компьютером.
4. Операционная система.
5. Виды программ для компьютеров.
6. Операционная система Windows, основные функции, базовые элементы графической оболочки, работа с окнами, файловая система.
7. Защита информации от несанкционированного доступа. Необходимость защиты. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях. Электронная подпись. Контроль права доступа. Архивирование информации как средство защиты.
8. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы.
9. Текстовый процессор Word. Создание текстового документа.
10. Правила создания и форматирования таблиц текстового документа, создание сложных документов через таблицу.
За сформулированный вопрос - 1 балл. За правильный ответ на вопрос противника - 1 балл.

2 тур. Командное решение теста.
За каждый правильный ответ на вопрос теста начисляется 1 балл команде.
3 тур. Занятие на тренажёре.
Начисляется 3 балла той команде, капитан которого набрал наибольшее количество символов. В случае одинакового количества набора символов, победитель тот, у кого меньший процент ошибок и выше скорость набора.
За сформулированный вопрос командой - 1 балл. За правильный ответ на вопрос противника - 1 балл.
4 тур. Практические работы в парах.
За каждую выполненную практическую работу начисляется 5 баллов. Условие: практическая работа должна быть выполнена всеми парами участников команды, иначе 0 баллов.
Выявление победителей
Выигрывает та команда, которая по окончании занятий наберет большее количество баллов. За победу участники получают отметку "отлично", в качестве поощрения остальным участникам выставляется отметка "хорошо".
Приложение 2

Команда 1
Заработанные баллы

1
Капитан команды:

Запись капитана и участников команды

Команда 2
Заработанные баллы

1
Капитан команды:

Приложение 3
1 тур. Бланки для заполнения ответов 1 команды

Команда 1




Команда 1

Команда 1

Супер-блиц!

Команда 1

Команда 1

Команда 1

Команда 1

Команда 1

Черный ящик. Французский писатель Виктор Гюго сказал, что «у истории ее нет». Все вы ею пользовались, а ее виртуальной разновидностью можете воспользоваться, не выключая компьютер. Она необходима для поддержания чистоты и порядка.
Что в чёрном ящике?

Команда 1

Команда 1

Команда 1

1 тур. Бланки для заполнения ответов 2 команды

Вопрос 1. Город в Англии, ружьё калибра 30х30 и элемент ПК. Про что идет речь?

Команда 2

Вопрос 2. Расшифруйте информацию, которая содержится в стихотворении:

Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила –Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и жёлтый лист держали.
И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно, Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ.

Команда 2

Вопрос 3. Один шестиклассник о себе написал так: “Пальцев у меня 32 , на каждой руке по 5, а на ногах – 14”. Может ли такое быть? Обоснуйте ответ.

Команда 2

Супер-блиц!
1. Нота и язык программирования.2. Свойство мозга и составная часть устройства ЭВМ.3. Животное и устройство ЭВМ.

Команда 2

Вопрос 5. Впервые ОН был использован в качестве разделителя еще в 1972 году. Как его с тех пор только не называли! И "улитка", и "хвостик", и даже "лягушка". Сегодня это «друг человека». Напишите ЕГО.

Команда 2

Вопрос 6. Данная птица - фирменный знак одной из операционных систем

Команда 2

Вопрос 7. С помощью этого коня ахейцы одержали победу над царем Приамом. Сегодня так называют один из самых известных компьютерных вирусов. О каком вирусе идет речь?

Команда 2

Вопрос 8. Русский царь Петр I «прорубил» это в Европу; это бывает на экране при работе компьютера и является основой в названии современной операционной системы для персональных компьютеров. Что это?

Команда 2

Черный ящик. Французский писатель Виктор Гюго сказал, что «у истории ее нет». Все вы ею пользовались, а ее виртуальной разновидностью можете воспользоваться, не выключая компьютер. Она необходима для поддержания чистоты и порядка.
Что в чёрном ящике?

Команда 2

Вопрос 10. Они считают, что программный код должен быть свободным и принадлежать всем. Традиция родилась в 70-е гг. прошлого столетия, когда пользователей конечного программного продукта практически не было. Хорошим кодом должны были воспользоваться все, программы не должны были снабжаться защитой от копирования. Главное – создавать и распространять знания, а не держать их в секрете. Легко могут взломать компьютерные программы. О ком идет речь?

Команда 2

Вопрос 11. Его лаборатория - самый известный в России производитель систем защиты от вирусов, спама и хакерских атак. Программное ядро используют в своих продуктах многие другие разработчики: Nokia ICG (США), F-Secure (Финляндия), Aladdin (Израиль), Sybari (США), Deerfield (США), Alt-N (США), Microworld (Индия), BorderWare (Канада) и др. Руководитель лаборатории?

Команда 2

Приложение 4
Рефлексия

Вопрос
Впишите ответ

1
Какое из заданий вам показалось наиболее сложным?

2
Какое из заданий вам показалось наиболее интересным?

3
Над чем вам следовало бы поработать в дальнейшем?

4
Отрицательными эпизодами занятия были:

Приложение 5
4 тур. Практическая работа

Таблица 2. Технические характеристики скреперных установок ТСГ-170, ТСГ-250
Наименование
Един. Измер
Значение

ТСГ-170
ТСГ-250

1
2
3
4

Тип установки

Стационарный, возвратно-поступательного действия

Установленная мощность
кВт
1,1
1,5

Длина контура
м
170
250

Ширина захвата
м
от 1,8 до 3,0

Размер навозного канала
ширина
глубина

от 1800 до 3000
200

Скорость рабочего органа
м/мин
5,1

Количество обслуживаемого поголовья скота

Обслуживающий персонал
чел.
1

Передаточное число редуктора

Масса
кг
1150
1400

Таблица 3. Технологическая карта производства культуры озимая рожь
Выполняемые операции и процессы
Объем, га, т, ткм
Объем тракторных работ, га условной пахоты
Агротехнические требования
Состав агрегата
Обслуживающий персонал
Продолжительность рабочего дня, ч
Наработка агрегата
Сроки работ, дни
Затраты труда, чел.-ч
Наработка на один агрегат за период работы
Общее число требуемых агрегатов
Нормы расхода топлива, кг

Тракторист, машинист
Число

За 1 ч сменного времени
За один рабочий день
Календарные
Рабочие
На единицу работы (га, т)
На весь объем расчетной площади

1 га площади
На весь объем работы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Культивация
500

6-8 см
К-700 КПГ-4 4 машины в агрегате, сцепка
1
1
8
12,11
53,28
19.08-23.08
4
0,12
64
640
1
2,1
1050

Уборка
500

По высокой стерне 25-30 см
СК-5
1
1
8
1,6
12,8
10.06-16.06
6
1,91
96
153,6
3
4,2
2100

Приложение 6
Бланки для подсчетов баллов команд
1 тур
1 команда
2 команда

2 тур
1 команда
2 команда

3 тур
1 команда
2 команда

Всего:
Всего:

4 тур
1 команда
2 команда

Всего:
Всего:

Результаты
1 команда
2 команда

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215

13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415

Практическая работа «Звезды»

Практическая работа «Звезды»

Построить таблицу по следующим данным.

Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики - 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрус ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгейзе - 650 световых лет. Ригель ярче солнца в 55000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева. Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче солнца в 22000 раз. Расстояние до Акруса – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 725000 раз. Расстояние до Антареса – 425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче солнца в 150 раз. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрус находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба – 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная Звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля - 820 световых лет.


Цели урока:

    Обучающие :

    • Дать представление о назначении таблиц, рассмотреть различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования; научить составлять, заполнять и редактировать таблицы.

    Развивающие :

    • Развивать приемы умственной деятельности, формировать и развивать функциональное мышление учащихся, развивать познавательные потребности учащихся, создавать условия для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;

      Развивать исследовательские навыки, частично-поисковой деятельности, самооценки, самостоятельности;

      Создавать условия для проявления самовыражения и творческой активности;

      Развитие умения отбирать нужную информацию.

    Воспитательные :

    • Научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле;

      Формировать навыки сотрудничества.

План занятия

    Организационный момент. (2 минуты)

    Постановка целей и задач занятия. (5 минута)

    Изучение нового материала. (15 минут)

    Физкультминутка. (2 минуты)

    Практическая часть. (18 минут)

    Рефлексия. Выставление отметок. (3 минуты)

Ход урока.

    Организационный момент.

Входной контроль (тест)

    На доске вы видите задание: (Слайд 3)

В выданном вам тексте найти информацию о тех звездах, которые удалены от земли больше чем на 300 световых лет, а также ярче солнца более чем в 7000 раз

Вам дается минута на поиск ответа.

Ответ: Слайд 4

    Бетельгейзе – расстояние от земли 650 св. лет, ярче солнца в 22000 раз

    Ригель – расстояние от земли 820 св. лет, ярче солнца в 55000 раз

    Денеб – расстояние от земли 1600 св. лет, ярче солнца в 725000 раз

Вопросы .

Какие были затруднения при выполнении задания? (Предполагается что дети ответят: нехватка времени или не удобное представление информации сплошным текстом)

Предположите, как можно упростить решение такого вида задач? (Предполагается что дети ответят: в данном случае информацию удобнее расположить в виде таблицы)

Следующим слайдом показан пример представления этого текста в виде таблицы. Слайд 5

Наша сегодняшняя тема: Создание и форматирование таблиц. Слайд 6

Цель нашего урока – рассмотреть различные способы создания таблиц, методы их редактирования и форматирования; научить составлять, заполнять и редактировать таблицы

Задачи урока:

    Продолжить изучение текстового процессора Microsoft Office Word

    Продолжить развитие практических навыков в работе с табличным процессором Microsoft Office Word

    Изучение нового материала:

    Элементы таблицы (ячейка, строка, столбец) Слайд 7

    Создание таблиц. Слайд 8

    • Первый способ. Слайд 9

      Второй способ. Слайды 10 – 11

      Третий способ. Слайд 12

    Форматирование таблиц Слайд 13

    Редактирование таблиц Слайд 14

    Физкультминутка. На стенах кабинета в хаотичном порядке разбросаны числа. Прочитайте их вслух, в порядке возрастания.

    Практическая работа. Слайды 15-16

Перед выполнением практической работы, давайте вспомним правила техники безопасности в кабинете информатики.

    Домашнее задание. Слайд 17

    Рефлексия. Слайды

    Подтвердилась ли утверждение, что данные в компьютере удобнее представлять в виде таблиц? ДА

    Как вы считаете, помогут ли Вам полученные сегодня знания? ДА

    Если на уроке вам было все понятно, и вы узнали что-то новое, пожалуйста, положите подарочки под елочку.

Всем спасибо работу!

Просмотр содержимого документа
«Контрольные вопросы»

Фамилия, имя __________________________________________

    Виды списков: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«памятка»

    Элементы таблицы

Ячейка Строка Столбец

    Создание таблицы

На панели инструментов

выбрать закладку «ВСТАВКА»

и найти там кнопку «Таблица»

Первый способ:

Второй способ:

Третий способ:

По нажатии кнопки «ТАБЛИЦА»

выбрать «Вставить таблицу»

    Форматирование таблиц

В ней можно изменить:

    Стиль таблицы

    Заливку

    Стиль оформления границ

    Толщину, цвет и тип пера

    Редактирование таблицы

Просмотр содержимого презентации
«Создание и форматирование таблиц в Microsoft Office Word»



  • 1 – C; 2 – A; 3 – B.
  • Список – это фрагмент текста, пункты которого отмечены цифрами или специальными знаками.
  • Виды списков: маркированный, нумерованный, многоуровневый

В выданном вам тексте найти информацию

о тех звездах, которые удалены от земли больше чем на 300 световых лет, а также ярче Солнца более чем в 7000 раз


  • Бетельгейзе – расстояние от земли 650 св. лет, ярче солнца в 22000 раз
  • Ригель – расстояние от земли 820 св. лет, ярче солнца в 55000 раз
  • Денеб – расстояние от земли 1600 св. лет, ярче солнца в 725000 раз

Звезда

Находится в созвездии

Бетельгейзе

Орион

Ригель

Ярче Солнца

Орион

Денеб

Лебедь



Элементы таблицы

ячейка

строка

столбец


Создание таблицы

На панели инструментов

выбрать закладку «ВСТАВКА»

и найти там кнопку «Таблица»

Нажав на нее появляется окно с несколькими вариантами создания таблиц:


Первый способ:

Выбрать нужное количество строк и столбцов на мини таблице


Второй способ:

По нажатии кнопки «ТАБЛИЦА»

выбрать «Вставить таблицу»


В появившемся окне ввести нужное количество столбцов

и строк, а также определить ширину столбцов из предложенных вариантов


Третий способ:

Для построения сложных таблиц используется функция «Нарисовать таблицу»

Для удобства редактирование нарисованной таблицы используйте функцию «Ластик»


Форматирование таблиц

Производится на закладке «КОНСТРУКТОР», которая появляется только при нажатии на таблицу в документе.

В ней можно изменить:

  • Стиль таблицы
  • Заливку
  • Стиль оформления границ
  • Толщину, цвет и тип пера

Редактирование таблицы

Производится на закладке «МАКЕТ», которая появляется при выделении таблицы


Практическая работа

Каждому выдан текст «Звезды»

Вам необходимо представить эту информацию в табличной форме. При выполнении работы обязательно используйте стили оформления.

Готовый документ сохраните в своей папке с названием «Практическая работа: Звезды»


Вот так может выглядеть ваша таблица

Звезда

Полярная

Находится в созвездии

Малая Медведица

Бетельгейзе

Расстояние от Земли в св. лет

Ярче Солнца

Орион.

Денеб

Лебедь

Акрус

Ригель

Южный Крест

Орион.

Канопус

Стрекоза

Капеллы

Возничий

Спика

Антарес

Дева

Скорпион

Альдебаран

Телец


  • Памятка в тетради
  • Создать распорядок недели (школа, кружки, уборка дома, выполнение домашнего задания и т. д.) в табличной форме.
Тема: Создание и форматирование таблиц в Microsoft Word.

Класс: 6 класс

Цель урока:


  • Научить учащихся создавать и форматировать таблицы в Microsoft Word.
  • Сформировать умения создавать таблицу в Microsoft Word.
  • воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: открытие новых знаний.

Структура урока:

1. Организация учебной деятельности - 2 мин
2. Актуализация знаний - 6 мин
3. Открытие новых знаний - 17 мин
4. Развитие умений - 15 мин
5. Подведение итогов урока. Рефлексия - 5 мин

Ход урока

1. Организация учебной деятельности
Здравствуйте, ребята, садитесь!

2. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжим знакомство с текстовым процессором Microsoft Word. Для того чтобы узнать какую тему вы сегодня будите изучать, давайте выполним следующее задание:
В текстовом процессоре произошла ошибка и все слова разделились по слогам и перемешались. Перемести слова и слоги в правильной последовательности.
(Задание на интерактивной доске).

ЛИ ТАБ ЦЫ ДА НИЕ СОЗ

Вы правильно, ребята, разгадали и расставили перепутанные слоги и слова, и получилось у нас «Создание таблицы». И тема урока сегодня «Создание и форматирование таблиц в Microsoft Word». (Тема урока на интерактивной доске).

3. Открытие новых знаний.

Мы уже говорили о том, что в Microsoft Word данные можно представить различными способами. Сегодня вы самостоятельно изучите один из таких способов, это представление данных с помощью таблицы. Сейчас я вам раздам задания, выполнив которые вы изучите новую тему.

Формируемая компетентность: информационная.
Аспект: обработка информации
Стимул: Твоя мама попросила тебя сохранить расписание твоих уроков на компьютере в виде таблицы, но ты не умеешь создавать таблицы и чтобы сделать расписание своих уроков тебе надо научится создавать таблицу.

Формулировка задания:

Задание №1.
Изучи и запиши в бланк выполнения задания:
1. Определение таблицы.
2. Способы создания таблицы.
3. Удаление и добавление строк и столбцов.
4. Объединение ячеек.
5. Ввод данных и перемещение по таблице.
Информацию по теме ты можешь найти в информационном листе. После выполнения задании, сверь свои ответы с листом «Инструмент проверки», выстави баллы и оценку.

4.Развитие умений-15 мин

Задание №2.

Практическая работа по теме:


Создание и форматирование таблиц в Microsoft Word.

Создай таблицу по образцу в Microsoft Word и заполни её данными:
Расписание уроков.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Источник информации

Информационный лист

Таблица – это упорядоченная в строках и столбцах информация. Таблица может состоять из любого количества строк и столбцов. Пересекаясь, строки и столбцы образуют ячейки.

Создание таблицы:

1. Способ: Вставить таблицу .
Вставка , дальше выбираем кнопку Таблица Вставить таблицу . Появится окно, где необходимо указать число строк и столбцов для таблицы и нажать кнопку ОК .

2. Способ: Вставка таблицы при помощи команды Нарисовать таблицу .
В строке меню выбрать команду Вставка , дальше выбираем кнопку Таблица , в появившемся меню выбрать команду Нарисовать таблицу , после этого указатель мышки будет отображаться в виде карандаша. Чтобы нарисовать таблицу необходимо сначала нарисовать рамку таблицы(Рис 1), а потом расчертить таблицу внутри на строки и столбцы (Рис 2).

Удаление столбцов и строк:

Чтобы удалить в таблице строку надо выделить строку, которую будешь удалять и выполнить следующие действия:

1. Способ: В строке меню выбрать команду Макет , дальше выбираем кнопку Удалить , в появившемся меню выбрать команду Удалить строки (Рис 3).

2. Способ: Выделить строку, которую будешь удалять и щелкнуть по ней правой кнопкой мышки, в появившемся меню выбрать Удалить строки и выделенная строка исчезнет.

Чтобы удалить в таблице столбец надо выделить столбец, который будешь удалять и выполнить следующие действия:

1. Способ: В строке меню выбрать команду Макет , дальше выбираем кнопку Удалить , в появившемся меню выбрать команду Удалить столбцы (Рис 3).

2. Способ: Выделить столбец, который будешь удалять и щелкнуть по нему правой кнопкой мышки, в появившемся меню выбрать команду Удалить столбцы и выделенный столбец исчезнет.

Объединение ячеек:

1. Способ: Чтобы объединить ячейки в таблице, надо выделить ячейки и выбрать команду Макет , дальше выбрать кнопку Объединить ячейки (Рис 4) и выделенные ячейки объединятся в одну ячейку (Рис 5).

2. Способ: Выделить объединяемые ячейки, навести курсор мыши на выделенные ячейки и щелкнуть правой кнопкой мыши в появившемся меню выбрать команду Объединить ячейки . Выделенные ячейки объединятся в одну ячейку (Рис 5).

Ввод данных и перемещение по таблице:

После того как таблица создана, в ячейки можно вводить данные. Для этого щелкните мышью в необходимой ячейке таблицы, и вы поместите в неё курсор текста. Ввод данных (текст или числа) в таблицу производится с помощью клавиатуры. Если введено больше символов, чем может поместиться в одной строке, Word автоматически перенесет символы, которые не поместились в текущей строке, на следующую строку в той же ячейке.
Перемещаться по таблице можно с помощью мыши. Для того чтобы перейти в требуемую ячейку, достаточно установить на нее указатель мыши и нажать левую кнопку.
Ниже приведены клавиши, позволяющие перемещаться по таблице:

Комбинация клавиш

Tab Перемещает курсор вправо на одну ячейку.
Shift + Tab Перемещает курсор влево на одну ячейку.
Стрелка вверх  Перемещает курсор в последующую строку
Стрелка вниз Перемещает курсор в предыдущую строку
Стрелка вправо 
Стрелка влево  Перемещает курсор на один символ в пределах ячейки.
Нажатие этих клавиш в начале и конце ячейки приведет к перемещению в предыдущую или последующую ячейки
Alt + Ноme ремещает курсор в первую ячейку строки
Alt + End Перемещает курсор в последнею ячейку строки
Alt + PgUp Перемещает курсор в первую строку столбца
Alt + PgDn Перемещает курсор в последнюю строку столбца

Бланк выполнения задания

Тема: Создание и форматирование таблиц в Microsoft Word.[b]

[b]Таблица – это

Создание таблицы
1. Способ:

2. Способ:

Удаление столбцов
1. Способ:

2. Способ:

Удаление строк
1. Способ:

2. Способ:

Объединение ячеек
1. Способ:

2. Способ:

Ввод данных

Перемещение по таблице

Tab –
Shift + Tab –
Стрелка вверх  -
Стрелка вниз  -
Стрелка вправо  и Стрелка влево  -
Alt + Ноmе –
Alt + End -
Alt + PgUp -
Alt + PgDn -

Инструмент проверки (модельный ответ)

Тема: Создание и форматирование таблиц в Microsoft Word.

Таблица – это упорядоченная в строках и столбцах информация. Таблица может состоять из любого количества строк и столбцов. Пересекаясь, строки и столбцы образуют ячейки. 1 балл

Создание таблицы

1.Способ:
В строке меню выбрать команду Вставка, дальше выбираем кнопку Таблица, в появившемся меню выбрать команду Вставить таблицу. В появившемся окне указать число строк и столбцов и нажать кнопку ОК.
2.Способ:
В строке меню выбрать команду Вставка, дальше выбираем кнопку Таблица, в появившемся меню выбрать команду Нарисовать таблицу Нарисовать рамку таблицы, а потом расчертить таблицу внутри на строки и столбцы. 1 балл

Удаление столбцов

1. Способ:
Выделить столбец. В строке меню выбрать команду Макет, дальше выбираем кнопку Удалить, в появившемся меню выбрать команду Удалить столбцы.
2. Способ:
Выделить столбец, щелкнуть по нему правой кнопкой мышки, в появившемся меню выбрать команду Удалить столбцы. 1 балл

Удаление строк

1. Способ:
Выделить строку. В строке меню выбрать команду Макет, дальше выбираем кнопку Удалить, в появившемся меню выбрать команду Удалить строки.
2. Способ:
Выделить строку, щелкнуть по ней правой кнопкой мышки, в появившемся меню выбрать Удалить строки. 1 балл

Объединение ячеек

1. Способ:
Выделить ячейки и выбрать команду Макет, дальше выбрать кнопку Объединить ячейки.
2. Способ:
Выделить ячейки, щелкнуть правой кнопкой мыши по выделенным ячейкам в появившемся меню выбрать команду Объединить ячейки 1 балл

Ввод данных

Ввод данных (текст или числа) в таблицу производится с помощью клавиатуры. 1 балл

Перемещение по таблице

Перемещаться по таблице можно с помощью мыши.
Tab – Перемещает курсор вправо на одну ячейку.
Shift + Tab – Перемещает курсор влево на одну ячейку.
Стрелка вверх  - Перемещает курсор в последующую строку
Стрелка вниз  - Перемещает курсор в предыдущую строку
Стрелка вправо  и Стрелка влево  - Перемещает курсор на один символ в пределах ячейки. Нажатие этих клавиш в начале и конце ячейки приведет к перемещению в предыдущую или последующую ячейки.
Alt + Ноmе - Перемещает курсор в первую ячейку строки
Alt + End - Перемещает курсор в последнею ячейку строки
Alt + PgUp - Перемещает курсор в первую строку столбца
Alt + PgDn - Перемещает курсор в последнюю строку столбца 1 балл

Практическая работа

Создание таблицы 1 балл
Объединение ячеек 1 балл
Заполнение таблицы данными 1 балл

Критерии оценки:

«5» - 8-10 баллов
«4» - 6-7 баллов
«3» - 5 баллов

5. Подведение итогов урока. Рефлексия - 5 мин

Сегодня вы самостоятельно изучили новую тему и научились создавать таблицу. Какие трудности у вас возникли при изучении темы? Что сложного было при создании таблицы?
Учитель подводит итоги и выставляет оценки за урок.

HYPERLINK "http://pedagog.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=2388:2013-08-15-17-56-18&catid=36:2012-04-18-06-28-07&Itemid=84" Урок по истории Казахстана в 11 классе
Ескалиева Зульфия Мутиголлиевна, учитель истории и обществознания
Разработка открытого урока по истории на тему: Индустриализация в Казахстане.
Цель: - изучить структуру и особенности индустриализации, развитие техники, процесс изучения естественных ресурсов, строительство железных дорог, автомагистрали - Турксиб. - научить выявлять главное, сопоставлять, анализировать, прорабатывать материал, составлять тестовые вопросы, делать выводы. - прививать интерес к предмету, чувство патриотизма за достижения своего народа, любовь к Родине.
Оборудование: учебник, опорные слова, вопросы – тесты, карта, таблица - схема. Тип: комбинированный (Бис). Ход: 1. организационный момент (цели и задачи урока, дежурные, отсутствующие). 2. Работа над новой темой. Вступительное слово учителя, работа с опорными словами (запоминание – 30 секунд, воспроизведение слов в тетрадях – 1 минута, проверка правильного написания и последовательности слов в тетрадях выборочно, за каждый правильный ответ - фишка.)
опорные слова *индустриализация *промышленность *предприятия *Турксиб *рост городов *железные дороги *стахановцы
3. Работа с учебником. В течение 12 минут ученики работают с 11 параграфом и кратко пишут определения опорным словам, по истечении времени опрос учащихся последовательно, за правильный ответ – фишка).4. Детальный разбор текста. (Тест – опрос учителем, ответ фишка.) 1. Какие годы охватили 1 пятилетку в казахстане? 1928-1932 2. Первый секретарь Казрайкома в 1925-1 933 годах? Голощекин 3. Когда начато строительство турксиба? 1927 год 4. Назовите начальника турксиба? Шатов 5. Кто из ученых изучал Урало – Эмбенский нефтяной район? Губкин 6. Кто в казахстане стал последователем забойщика - новатора Донбасса? Кузембаев 7. Какая отрасль промышленности в годы индустриализации вышла на 1 место? Цветная металлургия, тяжелая промышленность, свинец. 8. Специалисты каких городов оказывали помощь при строительстве Турксиба? Москвы, Ленинграда, Днепропетровска. 9. Промышленные гиганты построенные в годы индустриализации? Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказганский горно- металлургический комбинаты, полиметаллические предприятия на рудном Алтае, актюбинский комбинат. 10. Каков удельный вес казахов в составе рабочего класса в 1935 году? (43%). 11. Шахтеры какого города взяли шефство над Карагандой? Шахтеры Донбасса. 12. Отрицательные моменты коллективизации? Подражательство, психология покорности, штурмовщина. 13. Численность ударников в начале 1930 года в Республике составила? Более 10 тысяч человек.
5. Самостоятельная работа учащихся. Учитель предлагает ученикам самостоятельно в течение 3 минут составить свои вопросы тесты, по истечении времени опрос учащихся, за правильный ответ – шаблон.
6. Закрепление материала. Слово учителя работа с опорной схемой, запись в тетради.
Индустриализация в Казахстане.
1.14 съезд ВКП(б). 2.Совпала с 1 пятилеткой 1928 – 1932 годы 3.Стахановское движение: А) шахтеры Караганды – П. Кузембаев, М. Ракишев, Б. Братухин Б) бурильщики – Б. Ихласов, И. Турышев В) железнодорожники Турксиба – Березняк, Сарбаев 4.Строительство Турксиба – 1927 – 1930 гг. начальник - Шатов. 5.Казахстан занял ведущее место в стране: А) добыча свинца – 1 место Б) выпуск цветных металлов – 2 место В) добыча угля – 3 место 6.производительность труда выросла на 48,4 % 7.Выросли города – Караганда, Риддер (Лениногорск), Семипалатинск, Актюбинск, Чимкент, Балхаш, Джезказган. 8.Ликвидировано отставание железнодорожного транспорта: а) Караганда - Балхаш (карагандинский уголь) б) Джарык – Джезказган. 9.Подведена база современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство.Стахановское движение. Схема № 2.
№ Положительные моменты Отрицательные моменты
1 Освоение новой техники и технологии В трудовых коллективах началась «сплошная стахановизация», что вело к дезорганизации производства, штурмовщине
2 Повышение культурно- технического уровня рабочего класса Во многих коллективах одиночкам создавались тепличные условия для рекордов
3 Повышение производительности труда Подражательство, единомыслие, любое явление в центре – копировалось на местах.
4 Ускорение темпа развития индустриализации Установление психологии всеобщей покорности.
7. Подведение итогов урока. (Выставление оценок по количеству заработанных фишек).